Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
28 августа 2016, 15:00

Made for China: как Китай захватывает мировой кинематограф

Что объединяет "Тихоокеанский рубеж", продолжение "Дня независимости", четвёртую часть "Трансформеров" и "Иллюзию обмана — 2"? Голливуд взял на вторые роли китаянок или перенёс действие в Китай, чтобы угодить самой сложной и самой прибыльной кинотерритории в мире. Лайф рассказывает, как Поднебесная империя стала такой прокатной площадкой.

Коллаж © L!FE Фото: © Flickr/Andrew Smith/Richard Fisher/Christina B Castro/Veronica Belmont © Kinopoisk

Коллаж © L!FE Фото: © Flickr/Andrew Smith/Richard Fisher/Christina B Castro/Veronica Belmont © Kinopoisk

Сразу несколько экономических прогнозов говорят о том, что к 2017 году самым крупным кинорынком в мире станет Китай. Именно за китайского зрителя Голливуд и всемирная индустрия кино начнут свою битву вот уже в ближайшие годы. Остаётся только догадываться, когда США начнут производить новые блокбастеры сразу на китайском языке.

Всё началось с "Титаника"

До 1997 года Китай был для Голливуда объектом третьей степени важности. Сборы он приносил небольшие, а из-за правительственной квоты на зарубежное кино до кинотеатров Поднебесной добирались около дюжины фильмов в год.

Всё изменилось с премьерой "Титаника". Фильм тайфуном пронёсся по экранам, заработав $43 миллиона, невиданные для фильма некитайского производства. 

Американский прокат приносит Голливуду огромные прибыли при населении США в 320 миллионов человек. Китайский кинопрокат обслуживает 1,3 миллиарда потенциальных зрителей. Учитывая только разницу в населении, Голливуд отдавал бы в Китай каждый свой фильм и купался в деньгах, если бы не несколько сложностей.

Во-первых, китайское правительство ежегодно впускает в страну всего 34 зарубежных фильма. За эти места голливудские студии каждый год бьются друг с другом до крови, пытаясь показать китайскому зрителю самые свои высокобюджетные блокбастеры.

Во-вторых, со сборов фильмов в Китае американские студии получают всего 25% вместо более выгодных и привычных им 40—50% по всему миру.

В-третьих, государство не особенно поощряет прокат зарубежного кино и предлагает владельцам кинотеатров льготы за прокат национальных фильмов. Уделять много времени прокату американских блокбастеров иногда получается не слишком выгодно.

В дополнение к этому китайские власти каждое лето закрывают прокат для иностранных фильмов на 60 дней. В этот период по всем киноэкранам Поднебесной идут патриотические и исторические фильмы.

С помощью этих мер Китай превратил выход любого зарубежного блокбастера на свои экраны в занимательный бег с препятствиями. Войти в число избранных фильмов не так-то просто: Китай, например, запрещает прокат слишком откровенных лент или фильмов, наполненных насилием. Так, в этом году туда не попал "Дэдпул", которому на ранних этапах переговоров пророчили в Китае астрономические сборы. 

Голливуд — лизоблюд

В погоне за прибылью от столь многообещающего региона Голливуд готов идти на любые компромиссы и уступки. Например, брать на роли второго плана китайских актрис — это повышает шансы на выдачу фильму разрешения на прокат и делает его более популярным среди местных зрителей. Именно этим объясняется участие Ли Биньбинь в фильме "Трансформеры. Эпоха истребления" и Янь Линь в продолжении "Дня независимости".

Иногда этого оказывается недостаточно, и действие ленты переносят в привычные китайцам декорации. Финальная битва фильма "Трансформеры. Эпоха истребления" разворачивается в Гонконге именно по этой причине. Некоторые идут ещё дальше: события "Иллюзии обмана — 2" почти полностью происходят в китайском Макау, восточном аналоге Лас-Вегаса. 

Особенно Голливуду понравилось эксплуатировать то самое 60-дневное окно в зарубежном прокате Китая, когда кинотеатрам нельзя показывать фильмы других стран. Премьеры "Бэтмен против Супермена. На заре справедливости" и "Первый мститель. Противостояние" были назначены на март и апрель 2016 года именно по этой причине.

Авторам этих фильмов хотелось быть уверенными в том, что всемирная премьера фильма затронет и Китай. Иначе, выйди фильмы летом, в разгар запрета, огромный рынок пиратского кино Поднебесной сделал бы всю работу за них, не принеся ни доллара.

Некоторые используют это двухмесячное эмбарго как прокатный трамплин, рассчитывая, что изголодавшийся по американским блокбастерам зритель обязательно пойдёт на первый же вышедший после снятия запрета фильм.

Этим методом воспользовались создатели боевика "Терминатор. Генезис". Провалившийся в США фильм с Арнольдом Шварценеггером собрал в Китае впечатляющие $108 миллионов. Это на $20 миллионов долларов больше, чем на родине. Сборы в Китае не только вывели фильм из студийной графы убытков, но и снова подняли тему о продолжении киносерии о войне роботов и людей.

Не обходится и без курьёзов. В 2012 году ремейк фильма "Красный рассвет" рассказывал о группе школьников, защищающих родной городок от вторжения Китайской народной армии. Во время съёмок у фильма появился шанс выйти на китайский рынок. Пускать в Китай фильм, где бравые выпускники партизански нападают на китайских оккупантов, боссы не решились и заказали у студии спецэффектов специальную цифровую ретушь, с помощью которой превратили солдат в армию Северной Кореи.

Северная Корея вообще не пускает зарубежное кино в свой прокат, а за его распространение там наступает серьёзная уголовная ответственность. Если есть на планете рынок, который интересует Голливуд меньше всех остальных, то это КНДР.

Плохие фильмы — большие деньги

Большой парадокс китайского проката состоит в том, что голливудские фильмы нравятся китайцам прежде всего потому, что в них показывают западный стиль жизни и элементы культуры. Американская экзотика так сильно импонирует зрителям, что "Форсаж-7" долгое время был самым кассовым фильмом проката КНР.

Зачем тогда насильно приближать фильмы к китайскому зрителю актрисами и декорациями, если он идёт в кино как раз за "голливудщиной"? Но продюсеров не остановить, и, скорее всего, скоро даже действие космической фантастики вроде "Звёздных войн" будет разворачиваться в Пекине.

Все фильмы, добирающиеся до Китая, — блокбастеры. И зачастую далеко не лучшие. А Китай — крайне благодатная почва для роста сборов. Получается ситуация, при которой посредственное кино спасается от кассового провала только за китайские деньги. Примеров множество: "Варкрафт", "Жажда скорости", "День независимости. Возрождение", "Последний охотник на ведьм" и недавние ремейки "На гребне волны" и "13-й район" Люка Бессона.

Фильм "Варкрафт" — особенный пример. За время проката в США фильм заработал скромнейшие $47 миллионов. При бюджете в $160 миллионов это полный и безоговорочный провал. Однако за время проката фильма в Китае он заработал внушительные $220 миллионов — почти в пять раз больше, чем дома.

Голливудским студиям "Варкрафт" больше не нужен. Сборы в США не оправдали ожиданий. А вот китайским кинобоссам — более чем, ведь не снять продолжения "Варкрафта" было бы глупо. Фильм занимает восьмое место среди самых кассовых лент Китая, а сиквел мог бы помочь улучшить этот результат.

Таким образом, все провальные голливудские франшизы, которые прижились на китайской почве, рано или поздно перейдут во владение больших студий Поднебесной и обретут вторую жизнь уже на китайском языке и с китайскими актёрами в главных ролях. Продолжение экранизации игры "Жажда скорости" планируется именно в таком виде.

Из России в Китай с любовью

У российского кинематографа с китайским тёплые и дружественные отношения. 1 июня 2016 года в Пекине прошёл "Фестиваль российского кино в Китае — 2016". На нём российские прокатчики демонстрировали отрывки из фильмов, которые отбирались в китайский прокат.

На сложном китайском рынке русскому кино приходится нелегко. Каждый год из 34 разрешённых к прокату фильмов русские получают одно-два места. Случаются успехи: "Сталинград" Фёдора Бондарчука собрал в прокате Китая $13 миллионов и стал рекордсменом среди фильмов, выпущенных за пределами Китая и США. 

Случаются и неудачи: фильм "А зори здесь тихие..." Рената Давлетьярова собрал неутешительные $1,18 млн в прокате.

Там, где России не удаётся взять победу в кино, помогает телевидение. В Китае на 60 телеканалах идёт переведённая на китайский язык версия "Смешариков" под названием "Кай Син Чиу" ("Весёлые шарики"). Мультфильм пользуется бешеным успехом среди китайских детей и школьников, о чём говорит популярность рюкзаков, пеналов и других товаров с их символикой.

На следующий год у российских продюсеров наполеоновские планы насчёт Китая. За места в прокате будут соревноваться сразу три многообещающих фильма: супергеройский боевик "Защитники", фильм-катастрофа "Притяжение" про нападение инопланетян на Москву и приключенческая лента "Путешествие в Китай". Страсть китайского зрителя к блокбастерам, спецэффектам и головокружительным трюкам явно должна сыграть нашим киноделам на руку.

Поле битвы — Китай

По заверениям экономических экспертов, в этом году кинопрокат Китая сравняется с американским. В следующем году Голливуд ожидает полная смена правил игры: кинорынок Поднебесной станет крупнее США и продолжит расти. И расти он будет в бешеном темпе: уже сегодня каждый день в городах страны открывается 13 кинотеатров.

По слухам, китайское правительство скоро даст слабину и начнёт пускать в страну 44 фильма в год. Увеличенная квота позволит Китаю получать ещё большую прибыль от иностранных релизов. Для рядового зрителя это означает, что Голливуд начнёт чаще брать китаянок и китайцев в крупные постановки и что половина крупных блокбастеров будет сниматься на улицах Пекина и Шанхая.

Доля зарубежных фильмов в прокате Китая падает с каждым годом. За последнее время китайский кинематограф вышел на совершенно новый уровень качества. И теперь играет с Голливудом в его же игру, снимая американских актёров в национальных лентах.

Третий богатейший актёр по версии Forbes Мэтт Дэймон снимается в фильме "Великая стена" режиссёра Чжана Имоу про события, сопровождающие строительство главного памятника китайской культуры.

При этом процент сборов иностранных фильмов падает каждый год, ведь Китай постепенно начинает ставить собственные блокбастеры. Вышедшие в 2015 и 2016 году ленты "Русалка" и "Охота на монстров" прогнали "Форсаж-7" с первого места и закрепились в рекордсменах проката.

В Голливуде бизнесмены давно победили творцов, создав в итоге одну самую прибыльную развлекательную индустрию. Чтобы удержать её рост и поднять суммы доходов в бухгалтерской отчётности, студийным начальникам нужно будет приспособиться к новым правилам. 

Для начала, наверное, начать учить язык.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar