У России в этот раз большие шансы на "Оскар"

У России в этот раз большие шансы на "Оскар"

Кадр трейлера к фильму "Рай"/ Скриншот © L!FE

2865
Кинообозреватель Лайфа — о выдвижении национальным оскаровским комитетом на "Оскар" от России фильма "Рай" Андрея Кончаловского.

Российский оскаровский комитет, как всегда, в засекреченный день и неизвестным составом, но зато во главе с неизменным Владимиром Меньшовым выбрал отечественный фильм, который попадёт в лонг-лист номинации "Оскара" за лучшую картину на иностранном языке. Если повезёт, то потом этот образец российского кинематографа попадёт в шорт-лист, то есть будет номинирован, а там, глядишь, повезёт ещё раз, и в России появится вторая золочёная статуэтка.

Правда, тогда все наши "оскары" в этой номинации соберутся в руках мощнейшего киносемейства Михалковых-Кончаловских. В прошлый раз Никита Сергеевич увёз золочёного болванчика за "Утомлённых солнцем" из Лос-Анджелеса аж 22 года назад. Теперь его старший брат, 79-летний Андрей, поедет защищать честь Отчизны, хотя от него, разумеется, уже ничего не зависит.

"Рай" за авторством Кончаловского уже наградили "Серебряным львом" на прошедшем Венецианском фестивале. Это на самом деле очень престижная премия. Во-первых, "Серебряный лев" — это вторая по значимости награда на итальянском киносмотре, пусть их и выдали в этом году две штуки. Во-вторых, Венецианский фестиваль старейший из всех: его придумал ещё Бенито Муссолини. В-третьих, конкурс считается одним из трёх самых значимых. 

И тут легко понять, почему именно "Рай" послали на "Оскар". Ни в Канне, ни в Берлине в основной конкурсной программе не было представлено ни одного российского фильма. И уж, конечно, никаких значимых призов, кроме "Серебряного льва", наши соотечественники в этом фестивальном цикле не получили. Почему так сложилось, вопрос другой. Комитетчики во главе с Меньшовым выбрали из того, что было.

Как рассказал продюсер Роднянский, никакой конкуренции у "Рая" особенно не было. Заслуженные кинодеятели ответственно подошли к делу. Выбирали не по личным симпатиям. Например, "Экипажу", главному российскому блокбастеру, не помог тот факт, что его делала студия "Тритэ" Михалкова.

Более мелкие релизы тоже отсеяли. Военная драма "Милый Ханс, дорогой Пётр" киноветерана Александра Миндадзе собрала мало голосов. "Зоологию" молодого и дерзкого Твердовского, всё же собравшую призов на чуть менее значимых фестивалях, тоже прокатили. Участники голосования совсем забыли и про "Пиковую даму" Лунгина, и про блокбастер "Дуэлянт".

Если судить по словам Роднянского, то и выбора особого не было. Удивительно, но рассудили-то всё верно:

Раю" помогло наличие "Серебряного льва", замечательных отзывов международной прессы и значительность режиссёра
Александр Роднянский

Стоит прислушаться к словам мудрого продюсера: его картины три раза попадали в шорт-лист, и в числе этих трёх — авторский суперхит "Левиафан" режиссёра Звягинцева. И тут важно осознать, какие именно фильмы награждают на "Оскаре" в этой незначительной для США, но самой важной для всех остальных стран номинации. 

Прежде всего это награда для европейского независимого кинематографа. Номинация появилась в 1957 году, и с тех пор неевропейцы получили её всего девять раз (если, конечно, считать Россию частью Европы). Статуэткой часто отмечают классиков: Федерико Феллини получил пять статуэток, Ингмар Бергман — три. Да и в принципе академики склонны не экспериментировать и награждать то, что уже и так отметили на главных фестивалях: из последних пяти фильмов — лауреатов "Оскара" только один из них не был показан в конкурсе фестивалей "большой тройки".

Кончаловский как раз подходит под такой паттерн. Его ленты демонстрировались и в Канне, и в Венеции, и в Берлине, получили три приза в Италии. При этом 79-летний постановщик уже окончательно стал заслуженным: в этом году он оказался самым старым из всех режиссёров смотра. Академики, которые в большинстве своём являются старенькими, всегда смотрят на выслугу лет.

Вот так национальный оскаровский комитет и нашёл свой "Рай". Вне зависимости от результатов, которые мы узнаем лишь в 2017 году, решение было принято верное: ничего более подходящего для Американской академии русские режиссёры попросту не сняли. Комитет наконец-то не выбрал военный патетичный эпик, как "Сталинград", "Утомлённые солнцем — 2. Цитадель" или "Белый тигр". Ведь за последние 10 лет россиян номинировали дважды, и только за авторские драмы: Михалкова за "12" и Звягинцева за "Левиафана". Оба — важные фестивальные постановщики. Видимо, правильные выводы сделаны.

Так что в этот раз у российского режиссёра действительно появился шанс, и немаленький, отхватить номинацию на "Оскар", а там, чем чёрт не шутит, и забрать золотую статуэтку из Лос-Анджелеса в Москву.

Комментарии: 
  • Популярные
  • По времени
Публикации
не найдены
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×