IMAX придумали в СССР

IMAX придумали в СССР

5360
Революционную технологию "Стерео-70" по показу 3D-фильмов представили в СССР ещё в 1965 году. Институт НИКФИ даже получил за неё "Оскар", но сейчас "Стерео-70" окончательно забыта.

Фильмы по системе "Стерео-70" смотрели в советские годы миллионы людей. В Союзе и за рубежом для стереокинопоказа было переоборудовано больше 100 кинотеатров, в которых показывали 3D-картины ещё в незапамятные годы, за четверть века до "Аватара". Советские учёные даже получили награду Американской киноакадемии, технический "Оскар", в номинации "За техническое достижение", причём именно за систему "Стерео-70".

Сегодня не осталось ни одного кинотеатра, который бы до сих пор демонстрировал фильмы "Стерео-70". Редкие показы проходят в Научно-исследовательском кинофотоинституте (НИКФИ), где и была разработана система, а также в зале Музея кинотехники. При этом последний полнометражный фильм, снятый на плёнку по системе "Стерео-70", вышел 22 года назад. Да и в советское время полнометражные стереофильмы снимались в среднем по одному в год.

Почему же сейчас о системе, опередившей своё время, забыли и зрители, и кинематографисты?

Технология

Систему "Стерео-70" придумали и реализовали в НИКФИ. Она универсальна и проста в эксплуатации. Для неё не требовалось строительства отдельных специальных кинотеатров. Для стереопоказа выбирались и переоборудовались существующие залы.

Для съёмки использовалась не обычная 35-миллиметровая плёнка, а широкоформатная, 70-миллиметровая. На такую плёнку снимались широкоформатные фильмы. Стереофильм — это два фильма, которые зритель видит одновременно: один левым, а другой правым глазом. Каждое мгновенье на экране два кадра — стереопара. В фильмах системы "Стерео-70" эти кадры печатались рядом (как на схеме справа):

В настоящее время для съёмки стереофильмов (которые сейчас многие привыкли называть 3D-фильмами) используют дорогостоящие импортные установки с двумя камерами, которые закрепляют на специальном устройстве — риге. Для обслуживания этой махины требуется несколько специалистов и дополнительная техника, чтобы перемещать её по съёмочной площадке.

Со "Стерео-70" всё было проще. Стереосъёмка велась камерой с "двуглазым" стереообъективом. В отличие от современных вариантов они не были слишком тяжёлыми. Существовали даже разные виды киноаппаратов для нужд операторов: ручные, стационарные, для трюковых съёмок. Камеры были оснащены стереолупой, в которую оператор глядел двумя глазами и видел 3D-изображение снимаемой сцены.

Работающие камеру и проектор мы нашли в музее кинотехники:

Устанавливать стереопараметры можно было практически на лету. Оператор быстро определял, что должно восприниматься в плоскости экрана, что за экраном, а что над головами сидящих впереди зрителей.

Посетители стереокинотеатров смотрели фильмы на специальном металлизированном экране, а стереопоказ осуществлялся одним стандартным широкоформатным проектором, оснащённым стереообъективом.

Одна камера — одна плёнка — один проектор. Всё гениальное просто.

Создатели

В НИКФИ нас встречает Сергей Николаевич Рожков, заведующий лабораторией стереокинематографа, и провожает в грандиозный, сохранённый в рабочем состоянии просмотровый зал.

— Я заведую лабораторией стереокинематографа уже много лет, с прошлого века. Принимал участие в совершенствовании системы "Стерео-70", но все основы были заложены Андреем Григорьевичем Болтянским и Ниной Алексеевной Овсянниковой. Сгусток всей этой теории был изложен Болтянским в диссертации ещё в 1959 году. Был целый коллектив, который работал над совершенствованием системы "Стерео-70". Хотелось бы отметить Анну Ефимовну Слабову, которая работала и в области теории, и в области конструирования. Она одна из немногих, кто жив до сих пор.

Сергей Николаевич вспоминает, как в школьные годы познакомился со стереофильмами:

— Тогда работала такая система: два обычных кинокадрика, которые были расположены друг над другом. Я смотрел эти фильмы, будучи школьником, на площади Свердлова, теперь это Театральная площадь. Там был кинотеатр стереокино, и я смотрел там эти фильмы. Без очков.

Рожков с удовольствием говорит о временах, когда активно открывались кинозалы по системе "Стерео-70", причём не только в России, но и за рубежом:

— Было у нас около 30 кинотеатров, которые работали на широкоформатной плёнке по системе "Стерео-70". А затем у меня возникла идея: давайте для маленьких городов сделаем стерео на 35-миллиметровой плёнке. И вот таких кинотеатров мы открыли около семидесяти. В сумме около ста кинотеатров показывали стереофильмы по нашей системе. И не только в России, но и за рубежом. Два кинотеатра в Финляндии, залы были ещё в Польше, Болгарии, Румынии, Франции. Во Вьетнаме я сам открыл два зала, в Китае мы показывали стереофильмы.

Подготовка кинозалов для демонстрирования стереофильмов была очень тщательной. Замена киноэкрана, расположение зрительских мест, переоборудование кинопроекторов для стереокинопоказа в каждом кинотеатре — всё делалось по рекомендациям НИКФИ.

То есть стереозалов по стране открывалось всё больше и больше. А вот количество стереофильмов заметно не увеличивалось.

— Фильмов снималось очень мало: где-то по одному полнометражному фильму в год. Снимали и научно-популярные, и документальные, и анимационные картины. Но фильм в одном кинотеатре всё равно демонстрировался очень и очень долго. 

Проблема была в Госкино, основном государственном органе СССР, который заведовал кинематографом. Рожков говорит об этом с горечью:

— Это был вопрос к Госкино. Ввиду того что залов было мало, и фильмов вроде бы много не надо. Потом договорились, что хотя бы раз в год снимается стереофильм. Сейчас эти фильмы очень сложно увидеть.

При этом, несмотря ни на что, стереокино было интересно зрителю.

— Вот к фильму "Таинственный монах" 1967 года, второму из снятых по технологии "Стерео-70", сегодня можно предъявить какие-то претензии. Но тогда его посмотрело 37 миллионов человек. Много раз его показывали в Ленинграде. И с утра до вечера демонстрировался один и тот же фильм. И фильм всё равно лучше, чем то, чем пичкают наших зрителей сегодня.

IMAX

В начале восьмидесятых в НИКФИ прибыли с визитом канадские специалисты Эрнст Макнабб и Колин Лоу из фирмы IMAX. Они попросили московских коллег помочь им с тестовыми съёмками для большого стереоэкрана.

Рожков лично не встречался с канадцами, но знает всю историю досконально:

— Тому, что мы рассказываем про канадцев, можно верить или не верить. Но вот мы им предоставили одну экспериментальную камеру, которая снимала на две широкоформатные плёнки. А им нужно было посмотреть, имеет ли смысл делать IMAX в формате стерео и как это будет смотреться на гигантском экране. Они сняли маленький ролик этой камерой с помощью наших специалистов и увезли туда. Позже появился IMAX 3D, он был запатентован. Авторами патента были два человека — те самые Эрнст Макнабб и Колин Лоу.

Первые стереофильмы в формате IMAX 3D появились в 1985-м. Правда, Рожков считает, что НИКФИ никак не может считаться соавтором этой системы.

— Вот нам говорят: "Так вы, значит, причастны к созданию IMAX 3D?" Мы говорим: "Нет, мы только ускорили его появление. Снимали они у нас на две широкоформатные плёнки. Мы просто помогли им правильно снять. Если бы они сами снимали, то у них ничего не получилось бы. Они показали снятое и получили деньги на технологию".

В 2013 году НИКФИ поздравлял доктора технических наук, профессора Виктора Григорьевича Ко́мара, который многие годы был директором НИКФИ, со столетним юбилеем. Видеопоздравление прислал и Грэм Фергюсон, сооснователь компании IMAX. И он ещё раз поблагодарил Виктора Григорьевича за помощь в проведении тех самых экспериментальных съёмок. Сегодня Ко́мара с нами нет, он совсем немного не дожил до 101-летия.

Сегодня IMAX — это 1100 кинозалов в 69 странах, рыночная стоимость компании — $2 миллиарда. Около 15% всей прибыли киноотрасли генерируется в IMAX-прокате.

"Оскар"

"Стерео-70" признали не только коллеги, но и знаменитая Американская киноакадемия, выдающая статуэтки "Оскар". Сам Сергей Николаевич ездил в Лос-Анджелес, чтобы получить памятную доску за научно-технические достижения НИКФИ.

— Американцы посмотрели в нашем зале фильмы, снятые по системе "Стерео-70", и сказали нам: "Чего вы сидите? Оформляйте заявку на техническое достижение". И вот мне пришлось этим заниматься. В 1990 году было принято решение удостоить нас награды за техническое достижение. А 2 марта 1991 года это вручение состоялось в США. Они формулировали это так: "За обеспечение советских кинозрителей стереоскопическими фильмами в течение 25 лет". А это как раз тот период, когда действовала система "Стерео-70". И вот актриса Джина Дэвис, к моему удивлению, вручила мне не просто диплом, а памятную доску, на которой были заламинированы два экземпляра диплома, на русском и английском языках.

Свою оскаровскую речь Рожков закончил словами великого соотечественника Сергея Эйзенштейна:

Как сказал наш знаменитый советский кинорежиссёр Сергей Михайлович Эйзенштейн, режиссёр фильма "Броненосец "Потёмкин": "Сомневаться в том, что стереокино — это завтрашний день, так же наивно, как сомневаться в том, что завтрашний день будет вообще". Я верю, что он прав
Сергей Рожков

Будущее

Сейчас технология "Стерео-70" — архивная. Отечественные кинотеатры захватили иностранные фирмы: IMAX, RealD. "Стерео-70" ушла в прошлое вместе с плёнкой: сейчас все фильмы и проекторы цифровые. Последний полнометражный фильм — "Рысь идёт по следу" — был снят на плёнку в 1994 году. В 2016-м его восстановили в цифровом формате.

— В какой-то момент широкий формат стал уходить. А дальше обычное кино перешло на цифру. И теперь широкоформатную плёнку только IMAX использует. Сейчас нет ни одной лаборатории в России, которая бы проявляла широкоформатную плёнку. Речь идёт о том, чтобы развивать цифровое направление.

Оказалось, что принципы и стереооптика системы "Стерео-70" могут быть использованы при съёмке стереофильмов на цифровые носители. В частности, был успешно снят в 3D один из фильмов от Comedy Club — "Самый лучший фильм — 3Дэ":

— Мы использовали цифровую камеру с большой матрицей, на которую поставили наши объективы "Стерео-70". И оператор этот фильм снял безошибочно. Когда фильм был готов, мы придирчиво посмотрели это кино, и придраться было не к чему.

Но работа института продолжается. Например, кукольные стереомультфильмы в советское время снимались на киноплёнку. А несколько лет назад в НИКФИ была разработана поразительно простая технология.

На штатив устанавливается специальная электронно управляемая платформа, а на неё цифровой фотоаппарат. По команде аниматора фотоаппарат сам снимает левый кадр стереопары, затем перемещается на заданное расстояние и снимает уже правый кадр, после чего возвращается на исходную позицию.

Такая технология сейчас применяется не только у нас.

— Мы начали сотрудничать по кукольным мультфильмам с эстонской студией года четыре-пять назад. Был такой случай. Наши короткометражные стереофильмы показывали в Лондоне. После этого нас повезли на киностудию, которая снимает кукольные стереофильмы. Всё было очень интересно, а потом мы попросили их показать, чем они снимают. Они категорически отказались! Они думали, что мы их можем обвинить в плагиате. Патентовать там в общем-то нечего, и мы ничего не патентовали. Но они так и не показали. (Смеётся.)

С другой стороны, в будущем стереокинематографа Рожков не сомневается, хотя существует он с незапамятных времён. Но 3D развивается, переживая взлёты и падения:

— В Америке стереокино развивалось волнами, оно не началось с "Аватара". У них была снята в своё время эротическая комедия "Стюардессы" в 3D. Был большой финансовый успех в прокате у этой картины, и все бросились снимать стереофильмы. В том числе и те, кто не умел его снимать. Зрители часто ломали глаза, и интерес к нему упал. Затем молодёжь, которая сломала глаза, уже состарилась, и к стереокино пришло новое поколение зрителей. Когда мы прокатывали американские фильмы у нас, мы их сокращали, убирая все эти гадости. И в основном это нам удавалось. Сейчас очередная волна у них пошла. Но то же самое: стереокино у них бросились снимать те, кто в нём ничего не понимает, а слушать ничего не хочет. Я один раз зашёл посмотреть и понял, что если всё так пойдёт, то стереокино опять загнётся. И сейчас определённый зрительский спад имеет место быть.

Сергей Николаевич уверен, стерео не должно быть просто маркетинговой фишкой. Его задача расширять выразительные возможности кинематографа.

— Стерео обладает очень интересным свойством. Оно всё усиливает и подчёркивает. Например, если для обычного фильма грим смотрится нормально, то в стереофильме грим видно. Декорации могут быть нормальными для обычного фильма, но для стереофильмов — плоховато! Мне кажется, что даже игра актёров подчёркивается. Если актёр хорошо играет, то в стерео это выглядит ещё сильнее, если плохо играет, то это его разоблачает. Вообще стерео несёт две функции: дополнительные художественные качества и дополнительную информацию. Есть такие стереокадры, которые смотришь одним глазом, и ничего особенного, а двумя глазами — и понимаешь, в чём суть!

Каким был настоящий стереокинематограф прошлого, можно посмотреть на нерегулярных показах в НИКФИ. Москвичам стоит следить за объявлениями на сайте института.

Редакция благодарит Александра Мелкумова и особенно Александра Зенина за помощь в подготовке этого материала.

  • Популярные
  • По времени
Публикации
не найдены
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×
Скачайте в App Store
#Первые по срочным новостям!
Загрузите на Google Play
#Первые по срочным новостям!