Саксофон или Родина: как советские джазмены обманывали власть

Саксофон или Родина: как советские джазмены обманывали власть

Коллаж © L!FE Фото: © РИА Новости/Дмитрий Козлов Кадр фильма "Стиляги". © kinopoisk.ru

3949
99 лет назад американский журнал "Литературный дайджест" впервые дал определение джазу: "музыка, вызывающая у людей желание трястись, прыгать и корчиться". В течение многих лет джаз считали в США музыкой, недостойной высшего общества. А в СССР джаз воспринимался как проявление буржуазного образа жизни, с которым надо бороться.

Что такое джаз и как он попал в СССР?

В 1922 году после восьми лет эмиграции из Парижа в Москву вернулся поэт и танцор Валентин Парнах. Вернулся не с пустыми руками, а с чемоданом, набитым неизвестными для соотечественников музыкальными инструментами (саксофон, банджо, ударная система из барабанов и гонгов) и пластинками, на которых была записана джазовая музыка. Среди песен были, например, Japanese Sandman Ричарда Уайтинга и For Me And My Gal Джорджа Мейера.

 

Сразу же после приезда в Москву Парнах создал "Джаз-банд Валентина Парнаха" и стал выступать с концертами. Сам он ни на чём играть не умел, но охотно репетировал с музыкантами музыку, подобную той, что играла на американских пластинках, которые он привёз. На самих концертах Парнах выступал в качестве танцора. Его творчество заметил и высоко оценил театральный режиссёр Всеволод Мейерхольд, который без колебания пригласил участвовать коллектив в своих спектаклях: "Даёшь Европу!", "Великодушный рогоносец".

Писатели-острословы Ильф и Петров злобно высмеяли участие Парнаха и компании в постановках Мейерхольда. В романе "Двенадцать стульев" они показали вооружённых "саксофонами, флексатонами, пивными бутылками и кружками Эсмарха" Галкина, Палкина, Малкина, Чалкина и Залкинда, которые "творили звук". 

Вскоре Парнах написал теоретическую статью о джазе, где дал описание новому виду музыки. Парнах отметил, что в основе мелодий джаза лежат негритянские и индейские мотивы, прошедшие сквозь американскую жизнь и Европу. Также Парнах сравнил джаз с падающей Пизанской башней, потому что ему тоже удаётся сохранить равновесие, хотя в нём бешено борются дикие элементы вроде шума, треска и писка.

Но не все разделяли вкусы Парнаха. Так, Максим Горький во время проживания в Италии даже написал статью в "Правду", где назвал джаз музыкой для толстых, имея в виду буржуев.

Послушав эти вопли минуту, две, начинаешь невольно воображать, что это играет оркестр безумных, они сошли с ума на сексуальной почве, а дирижирует ими какой-то человек-жеребец, размахивая огромным фаллосом
Максим Горький, газета "Правда", 1928 год

Не менее оригинальное определение джазу дала Большая советская энциклопедия в 1952 году:

Джаз (англ. jazz) — род увеселительной музыки, преимущественно танцевального характера. Возник в 1915-м в США и получил широкое распространение в капиталистических странах. Джаз является порождением деградирующей буржуазной культуры США. Типичные формы джазовой музыки: фокстрот, чарлстон, блюз, румба. Джаз заимствовал в музыке американских негров некоторые характерные особенности ритма, лада, инструментовки, звукоизвлечения. Эти элементы негритянской музыки были предельно искажены и опошлены.

Огромное распространение джаза в США и Западной Европе с коммерческой целью (в частности, посредством радио и граммофонных пластинок) породило в США целую индустрию. Разлагающее влияние джаза сказалось на творчестве многих американских и западноевропейских композиторов.

Утёсов — первый известный джазмен

Широкую популярность джаз приобрёл в 1930-е годы благодаря ленинградскому ансамблю под руководством актёра и певца Леонида Утёсова. Первая советская музыкальная комедия "Весёлые ребята" (1934) с участием его коллектива была посвящена истории джазового музыканта и, конечно же, имела соответствующее музыкальное сопровождение. Фильм имел оглушительный успех у советских зрителей.

Своё отношение к джазу Утёсов выразил в книге "Спасибо, сердце": "Ах, джаз, джаз, любовь моя — мой триумф и моя Голгофа... я переживал, мучился и старался отбиваться, защищать джаз, дело своей жизни...". Действительно, после Великой Отечественной войны Леониду Утёсову пришлось непросто. Он был вынужден переименовать коллектив из "Джаз-оркестра Утёсова" в "Эстрадный оркестр РСФСР". Ему также заявили, что в его оркестре слишком много саксофонов, — пришлось заменить американские инструменты на флейты и кларнеты. Более того, Утёсов убрал из репертуара все произведения, где был малейший намёк на американскую музыку. Теперь оркестр исполнял вальсы, польки и марши, избегая танцевальной музыки. Только после смерти Сталина Утёсов иногда позволял оркестру исполнить один фокстрот, который назывался "Песня американского безработного". Когда в зале раздавалась эта ритмичная музыка, публика орала и визжала, и потом просила по три раза повторить песню.

Как джазмены обманывали власть

С началом холодной войны и до смерти Сталина в 1953 году на джазе поставили крест — этот период окрестили "эпохой разгибания саксофонов". Власть считала джаз музыкой буржуазных кабаков, которая развращает и отвлекает народ от строительства коммунизма. Но где есть запрет, там есть и андеграунд. Джаз существовал в тайном виде: его играли в интуристовских ресторанах, на домашних вечеринках и в клубах за закрытыми дверями. Власть можно было обмануть, и очень просто.

— Мы могли надуть проверяющих, говоря, что исполняем фокстрот прогрессивного чехословацкого композитора-коммуниста, который называется "Иду по Праге". А на самом деле играли американский джаз. Никто не мог это проверить, — рассказал Борис Фейертаг, который руководил джаз-коллективом в 50-е годы.

Но если коллектив, принадлежащий к организации вроде Москонцерта, выходил на сцену, то он обязан был иметь подписанный начальством репертуар с печатью, где было прописано, кто автор музыки и какая песня идёт за какой. Отступление от репертуарного листа каралось увольнением с работы. На концертах всегда присутствовали проверяющие и строго следили за происходящим на сцене. 

Джаз в оттепель

В 1958 году в Кировском дворце культуры в Ленинграде возник первый в Советском Союзе джаз-клуб — "Д-58". Это был клуб фанатов джаза, которые устраивали лекции и концерты, слушали джазовые передачи на зарубежном радио. Здесь же знакомились с английской и немецкой музыкальной литературой: люди привозили книги из командировок, продавали или давали их переписать. К "Д-58" был приставлен человек из райкома партии, его работа заключалась в том, чтобы сидеть на встречах клуба и следить за происходящим. Он был на стороне клуба, иногда мог поправить коллектив: "Ребята, не говорите "американский композитор", скажите "иностранный"! Не надо раздражать гусей". Но однажды он признался, что ему поручено закрыть клуб. Даже повод нашёлся: на одном из концертов проверяющие сочли, что коллектив играет антисоветскую музыку, потому что среди песен было неприемлемое для того времени название "Любовь возникает на углу".

Вот, например, джаза я терпеть не могу. Откуда джаз пришёл? От негров. Негры теперь освобождаются. Что такое джаз? Это какие-то невероятные звуки, нагромождение звуков. Меня это раздражает
Никита Хрущёв

Некоторые советские граждане, противники джаза, могли написать на службу своего знакомого письмо о том, что он занимается буржуазным искусством вместо того, чтобы в свободное время повышать свою квалификацию. А дальше судьба человека зависела от организации, где он работал.

— У нас был случай в Ленинграде, когда джазовый клуб "Камертон" устроил встречу с музыкантами Дюка Эллингтона в 1971 году, — вспоминает Фейергат. — После этого клуб разогнали, когда узнали, что была несанкционированная встреча с иностранцами. Во главе этого клуба стояли два инженера, работающие в закрытых научно-исследовательских институтах. Их выгнали с работы, потому что они нарушили пункт трудового договора — не общаться с иностранцами.

Но вскоре всякий надзор над джазом стали считать детским лепетом, потому что в 70-е уже появились Высоцкий, Галич и Окуджава — более неприемлемые для власти исполнители. Теперь люди могли свободно прийти в концертную организацию и попросить их взять к себе исполнять джаз. И им отвечали: "Давайте посмотрим, как публика будет вас покупать". Тогда успех зависел от коммерции: в организации смотрели, идут ли на концерты люди, можно ли отправлять коллектив на гастроли или ничего на нём не заработаешь. В 80-е годы джаз практически ушёл со сцены, выпуск записей упал почти до нуля, ну а с распадом СССР, собственно, и закончилась история советского джаза.

  • Популярные
  • По времени
Публикации
не найдены
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×
Скачайте в App Store
#Первые по срочным новостям!
Загрузите на Google Play
#Первые по срочным новостям!