НЛП придумали в России

НЛП придумали в России

Коллаж © L!FE. Фото: © L!FE/Марат Абулхатин// © Фонд русского абстрактного искусств

2301
18 октября в Московском музее современного искусства открывается выставка "Новая реальность", посвящённая студии художников-абстракционистов 1950—80-х годов. Устроители уверены: организатор студии первым описал принципы воздействия на массы и даже предвосхитил большие открытия в области физики.

Участники студии "Новая реальность", а также Эрнст Неизвестный, Павел Никонов и другие признанные классики советского авангарда второй волны участвовали в той выставке, которую разгромил Хрущёв в 1962 году. В 2012 году её уже воссоздавали — там же, в Манеже. У нынешней выставки в ММОМА другая задача — собрать лучшие образцы именно студии "Новая реальность". Её основатель Элий Белютин создал уникальную методику преподавания живописи, сделал несколько важных открытий и воспитал целую плеяду художников, по своему мастерству даже превзошедших учителя. 

В преддверии выставки мы встретились с главным коллекционером картин "Новой реальности", а по совместительству президентом компании Cognitive Technologies и одной из самых успешных женщин России Ольгой Усковой. Она учёный-математик, а её компания занимается IT-разработками в области искусственного интеллекта. Ольга уверена, что для развития способности к креативному мышлению ничто не может помочь больше, чем абстрактное искусство. Причём как его созерцание, так и создание собственных произведений. В Московском институте стали и сплавов (Ускова — завкафедрой инженерной кибернетики) она возобновила мастер-классы по образцу тех, которые много лет назад проводил Элий Белютин, и отмечает их высокий результат: студенты управляющих специальностей начинают более творчески подходить к бизнес-задачам и становятся более ценными сотрудниками.

Фото: © L!FE/Марат Абулхатин

Теория всеобщей контактности — "мама" НЛП

В годы работы студии Белютин создал теорию всеобщей контактности, в которой описал законы системы воздействия на человека с целью открытия его творческих способностей и способности манипулирования сознанием других людей. Они крайне схожи с нейролингвистическим программированием (НЛП) и законами social media, которые возникли значительно позже. Если вкратце, то Белютин описал эти законы так: необходимость создания доверительной среды; массовость; талантливый контент.

— Белютин, не понимая, но чувствуя принципы работы человеческого мозга, создал эффективный механизм открытия творческой способности мозга. Фактически это нейролингвистическое программирование, — говорит Ускова.

Картины Белютина и его учеников производят психологическое и физиологическое воздействие, подчёркивает она.

— Попадая в зал с этими работами, ты попадаешь в это энергетическое напряжение. Это очень интересный эффект. Мы его обнаружили случайно: человека, который неспешно побродил по залу раз, обязательно тянет вернуться обратно. При условии, что у человека хоть как-то развито воображение и эстетическое восприятие.

Не исключено, что западные теоретики воспользовались методикой художника, ведь не зря черновики с теорией и методикой копировали и вывозили за границу, а в начале 1990-х была тотальная скупка белютинских работ. В те же годы работы запросили на выставку американцы, и Белютин отобрал лучшие, но они улетели и больше не вернулись.

Авангардисты архив

— Разница между нашим временем и временем жизни Белютина — в задачах, — объясняет Ускова. — Сейчас любое открытие — того же искусственного интеллекта, робототехники — используют во вред либо для получения денег: война, разрушение, продажа товаров.

По её мнению, необходима созидательная струя, которую способно внести творчество.

— Многие важные эстетические, эмоциональные и даже психиатрические открытия совершались художниками и учёными в 1950—80-е годы в России. Ведь эти художники, учёные не должны были зарабатывать — из нашей жизни были исключены деньги. Художники имели возможность делать чистые высказывания. Что было невозможно на Западе и невозможно в России сейчас, — считает Ускова.

Обучая по своей методике, Белютин давал ученикам нетривиальные задания. К примеру, нарисовать дом любимого человека. А затем нарисовать за домом лес, а за ним — концентрационный лагерь. А за лагерем — очаровательную кошечку. И всё это, разумеется, с помощью только абстрактных методов. Так Белютин запускал процесс творчества.  

Абстракционисты галерея

Владислав Зубарев. Художник и немного физик

Как Кандинский в своё время стал прародителем мирового концептуального искусства начала XX века, так же Белютин является отцом-основателем целого направления современного искусства 1960-х годов. Не только российского — американский художник Джексон Поллок приходит к тому же, что делал ученик Белютина Владислав Зубарев десятью годами ранее. Французы в 1970-е фактически копируют то, что делала ученица Белютина Вера Преображенская. Все находки наших художников параллельно всплывают в Европе, Америке.

Владислав Зубарев сделал систему координат времён, которая совпадает с теорией струн, написанной на 15 лет позже и ставшей огромным направлением науки. Оно примирило классическую физику и квантовую механику. В какой-то момент физики поняли, что всё это есть у Зубарева, и стали к нему ездить. Они не понимали, как человек, не имеющий технического образования, создал очень похожую, правильную систему координат и начал в ней рисовать. 

— Он объяснил, что есть текущее время, в котором ты находишься сейчас, и есть историческое время, связанное с глобальными историческими процессами, — поясняет Ускова. — Зубарев изображал разное время с учётом этой координатной сетки. Каждое время порождает новое измерение. Любой эмоционально и интеллектуально развитый человек, посмотрев внимательно на работы, хочет к ним вернуться, повторить этот опыт, они начинают притягивать. Когда вы начинаете спокойно "общаться" с его картинами, они, как стереокартинки, начинают всплывать и даже двигаться. Возникает эмоциональное впечатление от полотна целиком. Когда ты стоишь в зале вокруг этих картин, создаётся странный эффект энергетического напряжения от этих работ. 

Авангардисты картины

 

Можно сказать, что он — сумасшедший, можно, что он — гений. Я считаю, что он сумасшедший гений
Ольга Ускова

Ольга против того, чтобы давать описания абстрактным картинам. Они тем и ценны, что каждый может найти в них что-то своё, в зависимости от интеллектуальных и эмоциональных особенностей, подчёркивает она. 

— Это ваша личная, индивидуальная тема. Нужно включиться, и тогда начнётся диалог с произведением. Надо отключить логику, расслабиться и подключить эмоции.  

По мнению Усковой, выставка актуальна сейчас как никогда.

— Мы считаем, что те ответы, которые дают данные работы, актуальны: всеобщее военное напряжение, обострённое ощущение у молодёжи неопределённости своего будущего, своего выбора, крах системы потребления. Ведь сплошное потребление — это путь в никуда. И в этом смысле выставка даёт ответ на ключевой вопрос — важно работать над собой. Через практику — живописную, духовную. Труд — тренировка души. Мы забыли, что душа тоже должна трудиться. А эти картины — результат большого именно душевного труда. Мы рассчитываем на чудо. То ощущение, которое получили мы, возникнет и у посетителей.

  • Популярные
  • По времени
Публикации
не найдены
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×
Скачайте в App Store
#Первые по срочным новостям!
Загрузите на Google Play
#Первые по срочным новостям!