"Девушка в поезде" — бледная копия "Исчезнувшей"
3 ноября в российский прокат выходит экранизация бестселлера Полы Хокинс "Девушка в поезде" с Эмили Блант в главной роли. Мрачный детектив, который до мельчайших деталей повторяет "Исчезнувшую" Дэвида Финчера, стал ещё одним вторжением радикального феминизма в голливудское кино. Хотите узнать, кто убийца? Это не так уж и важно, ведь во всём опять виноваты мужики.
Кадр фильма "Девушка в поезде"/ © Кинопоиск
Разведённая алкоголичка Рейчел (Эмили Блант) каждый день ездит на поезде до Нью-Йорка и обратно. Сидя у окна, она мысленно переносится во времена, когда у них с бывшим мужем (Джастин Теру) всё было хорошо, и грезит о прекрасной семье, которая живёт на одной из станций. В ходе каждого рейса она следит за очаровательной блондинкой (Хейли Беннет) и её красавцем-мужем (Люк Эванс). В один прекрасный день идиллия рушится: девушка пропадает, и Рейчел начинает расследование.
После "Исчезнувшей" Гиллиан Флинн читатели иначе взглянули на так называемые женские детективы. Как выяснилось, среди них можно найти и очень качественную беллетристику, а не только двухсотое расследование пропажи мопсов. Прямо на глазах возникла новая классика. Глядишь, через сто лет Гиллиан Флинн будут читать, как сегодня Агату Кристи.
Чтобы как следует ошарашить читателей, писательница использовала старый детективный финт — так называемого ненадёжного рассказчика. Сначала нам подают одну версию событий, а потом выясняется, что рассказчик нам откровенно врал или всё не так понял. Успех Флинн породил чуть менее успешного подражателя — Полу Хокинс с её "Девушкой в поезде". На книжных прилавках книги появились с разницей в четыре года, а их экранизации вышли с разницей в два.
Хокинс, мягко говоря, не заморачивалась: в центре повествования три несчастливых семьи (вместо одной в "Исчезнувшей"), пропавшая девушка и детективное расследование. У "Исчезнувшей" был безусловный козырь в лице главной героини. Эми Данн превращала обычную историю про супружескую измену в остросюжетный триллер, в котором сама идея семьи подвергалась масштабной деконструкции. "Девушка в поезде" ничего не разбирает и всего лишь стильно разыгрывает обычную бытовуху со страниц бульварной прессы. Даже "холодный" фильтр и всё тот же приём с ненадёжным рассказчиком не в силах приукрасить нищету истории.
Вместо тонких психологических игр мы получаем откровенную феминистическую агитку. Кого из мужских персонажей ни возьми, получишь первосортную сволочь. Домашний насильник, ревнивый собственник, да что там — даже психотерапевт, который должен внести во всю историю какое-то рациональное зерно, оказывается мягкотелым увальнем. Феминистическая месть ужасна: за годы объективации, за тупых подруг и "дам в беде" в кино они теперь платят отвратительными мужскими персонажами.
Однако здесь есть маленький нюанс. Трёх главных героинь играют нынешние голливудские секс-символы — Эмили Блант ("Грань будущего"), Ребекка Фергюсон ("Белая королева") и Хейли Беннет ("Хардкор"). У Хокинс женщины были довольно невзрачны, скажем, главная героиня была неухоженной толстушкой. Так что "Девушка в поезде" всё равно играет по "мужским" правилам. И надо ли говорить, что обнажаются на экране опять же женщины, а не мужчины?
Женщины же сугубо положительны — что ведущая дело полицейская, что главная героиня. Если же кто-то из них и совершает дурной поступок, то исключительно из-за мужского скотства. Алкоголизм Рейчел — результат домашней тирании, исчезновение Меган — той самой пропавшей девушки — спровоцировано равнодушием мужа и идиотизмом психотерапевта. Всех довели до ручки чёртовы мужики.
В общем, трюк "Исчезнувшей" оказался единственным в своём роде. "Девушка в поезде" низводит психологический триллер обратно до низкопробного чтива в мягкой обложке. Что ж, у каждого гения должен быть свой мелкий и бездарный подражатель. Иначе какой из него гений?