Интерактивное кино: россиянам не нужна свобода выбора

Интерактивное кино: россиянам не нужна свобода выбора

Коллаж © L!FE  Фото: © flickr/ralphbijker, кадр из фильма "Ночная игра"/ Скриншот © L!FE

3244
В российский прокат выходит фильм "Ночная игра". На его сеансах зрители сами выбирают, как будет развиваться сюжет.

На пресс-показе интерактивной картины "Ночная игра" просят включить смартфон и поймать местную Wi-Fi-сеть. Разумеется, ловится она с большим трудом, журналисты просят друг друга помочь с настройкой, перезагружают приложение и жалуются, что ничего не работает. 

"Ночная игра" задумывалась как первый прокатный фильм, на котором зрители смогут действительно изменять сюжет с помощью голосования зала. В разные моменты внизу экрана появляются опции. Например, в диалоге главный герой Мэтт может согласиться с другим персонажем, а может с ним поспорить. Зрители в этот момент жмут на кнопки телефонов. По результатам компьютер принимает решение и показывает тот или иной кусок видеозаписи.

Ночная игра

И первые пять минут голосовать будет действительно интересно. На тёмном экране вспыхивают кнопки "Да", "Нет", "Не знаю", например. За 5—6 секунд зрители должны успеть прочитать, что написано на кнопках, да ещё и подумать, что же именно должен произнести Мэтт.

Впрочем, решения, которые мы должны принимать за Мэтта, он вполне мог бы принимать и самостоятельно. Как и всегда в случае интерактивного кино, не покидает ощущение, что фильм обманывает зрителя и на самом деле любой вариант развития событий привёл бы к одному и тому же результату. Какая разница, что именно говорит протагонист в незначительном диалоге, если якобы неожиданный поворот сюжета всё равно заставит его, например, подраться с охранником. Иначе говоря, создатели могли бы легко имитировать свободу выбора, но ловить их за руку не хочется, ведь для этого придётся ещё раз смотреть "Ночную игру".

Стоит предполагать, что любой показ будет сопровождаться бескультурным поведением других зрителей в зале. Сзади два студента непрерывно обсуждают громким шёпотом, какой же выбор им сделать: "Да нет, ты чего, надо за "да" голосовать". Люди на рядах ниже не уменьшили яркость экранов и светят ими прямо в глаз. Слева женщина держит на вытянутых руках смартфон и без зазрения совести снимает экранку прямо на пресс-показе.

Разумеется, случаются всевозможные технические проблемы. Сеть всё время отваливается. Кнопки для голосования иногда просто не появляются. Приходится, чертыхаясь, перезагружать приложение и при этом одним глазом продолжать смотреть фильм. Время, отведённое на принятие решения, истекает предательски быстро. Самое обидное: после того как ты нажимаешь кнопку, она не исчезает, а появляется снова. Приходится только надеяться, что твой голос засчитали, ведь доказать твоё влияние на происходящее невозможно: выберут либо твой вариант, либо не твой вариант.

Но главная проблема всё равно в самом фильме. По идее, "Ночная игра" сама по себе должна была продемонстрировать, как сильно повседневные решения влияют на нашу жизнь. Но в результате получился унылый телефильм, который в рекламных целях называют остросюжетным.

Несчастного лондонского студента Мэтта, который по ночам подрабатывает сторожем на парковке, под дулом пистолета заставляют пойти на ограбление аукционного дома. В результате он оказывается замешан в путаной разборке между разными криминальными китайцами. В общем, не покидает ощущение, что этот фильм мы все уже видели минимум несколько раз, да и все возможные семь концовок тоже не могут нас удивить. Пока улыбчивый прокатчик рассказывает, что всего было отснято четыре часа хронометража, хочется спросить, почему нам показали из них самые скучные 70 минут.

Идея интерактивного кино появилась далеко не во времена игровых консолей и смартфонов. Впервые кино с возможностью выбора показали на Всемирной выставке 1967 года в канадском Монреале. Чехословацкую чёрную комедию "Человек и его дом", сделанную по технологии Kinoautomat, демонстрировали в специальном зале, где в подлокотники сидений были вмонтированы две кнопки — красная и зелёная. Технология тогда сильно опередила своё время: по ней выпустили всего одну картину, которую показали за полвека около 10 раз.

Зрителей, казалось, всегда тянуло к интерактивности в кинотеатре. Когда-то в советской Москве среди школьников ходили слухи, что скоро появится версия мультфильма "Ну, погоди!", где можно будет выбирать, кто же победит: Волк или Заяц. 

Поэтому, видимо, идею влияния развития сюжета подхватили видеоигры, где вопрос интерактивности ставился как самый главный. В общем-то, интерактивным кино можно назвать многие виды видеоигр. Например, в космическом шутере Astron Belt 1983 года использовались вставки из японского фантастического фильма, а сверху летал нарисованный космический корабль, которым и управлял игрок. 

Впрочем, первым интерактивным фильмом, вернее сказать, мультфильмом от игровых разработчиков стала известная игра Dragon's Lair. Сейчас она выглядит как глуповатая, но симпатичная анимация, сделанная в эпоху до 3D. Но главным героем нужно было управлять: приходилось выбирать направление, куда нужно бежать нарисованному рыцарю, или быстро нажимать на нужные кнопки, чтобы сражаться на мечах.

В наше время интерактивным кино в играх называют целый жанр, где собственно кинематографическая составляющая важнее, чем геймплей. Настоящее видео уже давно не используется. Если вкратце, то вместо этого живые актёры играют персонажей, а с их лиц с помощью технологии motion capture снимают мимику, которую потом воссоздают аниматоры.

В игровом интерактивном кино есть и свои звёздные актёры, например Трой Бэйкер или Нолан Норт. Впрочем, чаще всего они заняты только в озвучке. Самые продаваемые интерактивные фильмы на консолях выпускает французская студия Quantic Dream: это Heavy Rain, Beyond: Two Souls и так далее. Есть и целые кинематографичные игровые сериалы: The Walking Dead (сделана на основе того же комикса, что и популярный сериал "Ходячие мертвецы"), Life is Strange и ещё много других.

Вот только в кинопрокат интерактивные фильмы или даже просто элементы интерактивности попадают редко. Например, в последние годы в одном из больших столичных мультиплексов тестировали технологию совместных игр. Перед сеансом на гигантском IMAX-экране включалась гоночная игра, в которой каждый из зрителей мог поучаствовать со смартфона. Сейчас это странное развлечение забыто.

Приходится полагать, что и "Ночную игру" ждёт такая же судьба. Интерактивность, как выясняется, вовсе не добавляет фильму интриги. Мнимая возможность выбора изобличает плохое кино, обнажает проблему того, что режиссёру просто нечего показать или рассказать, делает неожиданные повороты ожидаемыми. Это как с хорошим 3D: стереоэффект усиливает хорошую актёрскую игру и делает более заметной неумелую. 

Интересно, нужна ли вообще современному зрителю возможность что-то выбирать. Идею интерактивности повествования теперь осваивает целая геймдев-индустрия. Большой экран таким произведениям давно не нужен: современные телевизоры, готовые для игровых консолей, могут иметь разрешение картинки больше, чем у проекторов в зале. И уж тем более интерактивные фильмы не нужны, если пресловутая интерактивность никак не обыграна в художественном плане. 

Да, действительно, теперь зрителям не нужны кнопки в сиденьях, теперь они могут безнаказанно пялиться в смартфоны на сеансе фильма. Но зачем это нужно фильму, в котором не происходит ничего интригующего, никто из авторов, делавших эту технологию в течение двух лет, так и не задумался. Мало того что они не были новаторами в этой области, так создатели "Ночной игры" ещё и проиграли пионерам интерактивного кино, которые аж с 60-х годов придумывали намного более неожиданные произведения с вариативными сюжетами.

Разве что обидно за молодого актёра Джо Сауэрбуттса, сыгравшего в "Ночной игре" главную роль. Карьера интересного артиста, чем-то похожего на звезду инди-кино Дейна Дехаана, в результате падёт жертвой развивающихся технологий. Интересно, как повернулось развитие прогресса: когда-то зритель позабыл звёзд немого кино после прихода звука, а теперь всё наоборот.

"Ночная игра" выходит в прокат 24 ноября.

Комментарии: 
  • Популярные
  • По времени
Публикации
не найдены
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×