Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
4 декабря 2016, 12:30

Хайпстеры — это новые хипстеры

Обозреватель Лайфа — о новой субкультуре, у которой пока нет названия, но к которой мы уже все принадлежим.

Коллаж: © L!FE. Фото: © Yannis Vlamos/SIPA/EAST NEWS © flickr.com/Emily

Коллаж: © L!FE. Фото: © Yannis Vlamos/SIPA/EAST NEWS © flickr.com/Emily

Может, помните, были такие ребята, их называли хипстерами? Они ходили в узких джинсах и цветных штанах, футболках с несмешными рисунками, читали контркультурную псевдоинтеллектуальность в мягких обложках, пили латте, слушали инди, смотрели артхаус, растили бороды и закручивали усы. Их, конечно, больше нет. Они вымерли.

Ведь хипстерами стали просто все люди в принципе. В центре Москвы открылись барбершопы, где продают воск для бороды. Над таким товаром я бы лично посмеялся несколько лет назад, а теперь думаю его купить, когда борода вырастет. Мы носим узенькие штаны и даже их подворачиваем. Музыка инди, которая считалась музыкой некоммерческой, играет теперь фоном в "Голодных играх" и "Ашанах". А сами хипстеры (другое название: инди-киды) растворились в толпах болотных оппозиционеров, посетителей магазина "Республика", просто обычных молодых интернет-специалистов, которые работают на бывших заводах, переделанных под креативные кластеры.

Сама тенденция формироваться в массовые субкультуры в обществе атрофировалась. Мы слишком разделены, у нас слишком много разных интересов, привязанностей. Больше нет никаких "компьютерщиков" или, например, отдельной когорты киноманов. Мы приходим на работу, смотрим в чёрное зеркало, а потом вместе включаем дома на Netflix эстетский сериал "Чёрное зеркало", который считается вроде как не для всех. Сериалы вообще сблизили публику фестивальную и общепотребительскую.

Так же исчезли, утонули в людском разнообразии гики и нёрды. Раньше были такие задротские объединения любителей поп-культуры, супергероев и комиксов. А теперь каждый ходит в кино на свежий Marvel и плюётся на новый фильм от DC. Корпорации сами упростили путаные комикс-вселенные для невзыскательных толп, тем самым изничтожив питательную гик-среду. Чего и говорить о каких-то мифических компьютерных энтузиастах. Вокруг бухгалтеры учат программирование, в "Фейсбуке" постят статьи с "Хабрахабра", а обычные люди покупают друг другу на Новый год квадрокоптеры и фитнес-браслеты.

Значит, искать эти неформальные объединения, которые раньше называли субкультурами, нужно не по стилю или по объекту поклонения. Нет, нужно выявлять некоторые общие паттерны поведения и восприятия реальности. Разнородность людских интересов должна постепенно как-то упорядочиться отношением к этим интересам. И, кажется, определённое движение уже созрело.

Я предлагаю назвать таких людей хайпстерами по аналогии с хипстерами. Слово "хипстер" изначально ничего не значило: оно произошло от английского выражения to be hip, то есть быть в теме. Хипстеры — это люди, которые секут фишку, в общем. А вот хайпстер — это от слова "хайп", которое проще всего перевести как "ажиотаж". 

Хайпстеры больше не интересуются ни винтажной одеждой, ни инди-роком, ни артхаусным кино. Вернее, не интересуются чем-то конкретным. Они могут любить и фон Триера, и Капитана Америку, и даже одновременно. Всё, что их волнует, — это ажиотаж вокруг чего угодно. Фильм, видеоигра или альбом Оксимирона становится интересен ровно в тот момент, когда поднимается так называемая волна хайпа. И тогда выходят "сёрферы".

Хайпстеру прежде всего необходимо ощутить сопричастность. Он должен поучаствовать в увеличении ажиотажа. Для этого он постит в социальных сетях что-нибудь, связанное с предметом хайпа, подписывается на сообщества фанатов, кричит в комментариях, показывая свой неподдельный энтузиазм. Почувствовав свою силу в пространстве соцсетей, найдя возможность хоть как-то повлиять на реальность, хайпстер старается, например, выводить хештеги в топ "Твиттера", тем самым ещё сильнее увеличивая свой и общий хайп.

Это те самые люди, которые скупают лицензированные футболки с Железным Человеком в дешёвом молодёжном магазине. Это ваши соседи, которые смотрят глупые видео на YouTube с кричащими заголовками с новой теорией заговора по "Звёздным войнам", а затем их обсуждают. Когда вы увидите в топе российского "Твиттера" хештег вроде #1DЛЮБИМОЧЕНЬСИЛЬНО, знайте — это хайпстеры плывут на гребне волны любви к группе One Direction.

Разумеется, каждый из нас за эти годы стал не только хипстером, но и хайпстером. И если стиль инди-кидов изменил лишь манеру одеваться, то фанатская любовь к тем же "Звёздным войнам" свойственна просто каждому. А хайп очень легко монетизировать: намного легче продать футболку с логотипом человеку, который хочет ощутить себя частью чего-то большего. Так что стоит задуматься лишний раз, когда покупаете любую сувенирку: готовы ли вы стать хайпстером?

Ведь для настоящего хайпстера совместный хайп — единственная возможность ощутить сопричастность общему движению. Почувствовать себя живым. 

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров