Из аутсайдеров в фавориты: как Прокофьев добился признания своей музыки

Из аутсайдеров в фавориты: как Прокофьев добился признания своей музыки

Коллаж © L!FE Фото: © wikipedia.org/Library of Congress © flickr.com/MaxiuB

2259
11 января 1940 года в Ленинграде состоялась премьера балета Сергея Прокофьева "Ромео и Джульетта". Музыка одного из самых популярных балетов XX века была написана Прокофьевым за пять лет до этого. На протяжении всего этого времени художественные руководители ведущих театров СССР отказывались ставить балет композитора.

Замысел балета по шекспировскому произведению о трагической гибели влюблённых возник у Сергея Прокофьева в 1933 году, вскоре после его возвращения из-за границы. Эту идею композитору подкинул худрук Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова (Мариинского театра) Сергей Радлов. Прокофьев вдохновился сюжетом и с охотой принялся работать над музыкой. Создавать либретто ему помогали Радлов и драматург Адриан Пиотровский.

Летом 1935 года Прокофьев проводил отпуск в Поленове, где отдыхали артисты Большого театра. В дом отдыха композитора пригласил директор театра Владимир Мутных. Вскоре Мутных заключил с Прокофьевым договор на постановку балета "Ромео и Джульетта".

 

Первый вариант балета композитор закончил ещё в Поленове. В отличие от финала шекспировской трагедии, у "Ромео и Джульетты" Прокофьева был счастливый конец. Юные влюбленные не совершали двойное самоубийство, а просто сбегали из дома в поисках счастливой жизни. 4 октября 1935 года Прокофьев исполнил своё произведение на рояле в Бетховенском зале Большого театра. Но оно не произвело ожидаемого впечатления на публику: администрация театра подвергла балет жёсткой критике за финал и слишком сложный музыкальный язык.

Некоторые из коллег композитора посчитали счастливый финал балета хорошей находкой, остальные же высмеяли Прокофьева.

Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте" — в одинаковой мере относятся к сказанию о самом Сергее
из дневника драматурга Александра Афиногенова

Премьера была отложена с сезона 1935/36 на сезон 1936/37 года, а затем и вовсе на неопределённое время. Время окончания работы над балетом совпало с усилением государственного контроля над искусством. Вместе с Шостаковичем, которого раскритиковали за оперу "Леди Макбет Мценского уезда", власть внесла и Прокофьева в список идеологически неустойчивых композиторов.

Вскоре у Прокофьева возникли проблемы серьёзнее, чем просто критика сюжета и музыки. В апреле 1937 году под стражу был взят директор Большого театра Владимир Мутных. Его фамилия появилась в списках арестованных и заключенных в тюрьму, которые подписал лично Сталин. В ноябре Мутных был расстрелян. К этому же моменту был расстрелян и соавтор либретто Адриан Пиотровский. Это послужило серьёзной преградой для постановки балета на отечественной сцене.

 

Но Прокофьев не сдался: фрагменты его балета прозвучали 30 декабря 1938 года в чешском городе Брно. Премьера прошла с ошеломительным успехом, и тогда же балетмейстер Государственного театра оперы и балета им. Кирова Леонид Лавровский решил возобновить попытки поставить балет на музыку Прокофьева в театральном сезоне 1939/40.

Казалось бы, Прокофьев должен был радоваться, но нет. Лавровский потребовал от композитора внести множество изменений и дополнений. Прокофьева очень расстраивали нескончаемые требования переработать балет. Ходили слухи, что их споры заканчивались чуть ли не драками. Артисты театра тоже не были в восторге от первой версии балета, они высмеивали произведение: "Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете".

Прокофьев отбивался от нападок как мог и до последнего не хотел ничего менять в своём сочинении. Но счастливый конец был заменён на классический финал Шекспира. Также без разрешения композитора сократили партитуру и изменили оркестровку. В результате была создана постановка, которая существенно отличилась музыкой от авторской версии балета. После этой невероятно успешной постановки с участием Галины Улановой и Константина Сергеева Леонид Лавровский получил пост художественного руководителя Большого театра. Несмотря на недовольство Прокофьева, именно этот вариант "Ромео и Джульетты" стал всемирно известным и принёс ему славу. 

Только после повторных посещений балет раскрылся, как нечто величественное, простое и глубоко волнующее. Нельзя отнять ни одну часть хореографии из логического развития характеров и действия... Хореограф близко придерживался сюжета. Это был истинный перевод на язык движений. Лавровский и Прокофьев действовали в полной гармонии один с другим
директор "Школы королевского балета" А. Хаскелл

В 1946 году Лавровский поставил "Ромео и Джульетту" в Большом театре. А в 1955 году, через два года после смерти Прокофьева, "Мосфильм" снял сокращённую версию балета. После этого к музыке Прокофьева стали обращаться не только в СССР, но и за рубежом. Кеннет Макмиллан, Джон Ноймайер, Рудольф Нуриев, Мауро Бигонцетти создали свои постановки на музыку прокофьевского балета.

В 1979 году главный балетмейстер Большого театра Юрий Григорович представил версию прокофьевского балета на основе партитуры 1936 года, в которую были включены ранее не звучавшие музыкальные фрагменты. Сочинение известного композитора больше никто не называет непригодным для танца. А сегодня внук композитора и известный диджей Габриэль Прокофьев микширует современные ритмы и классическую музыку, в том числе мелодии из балета "Ромео и Джульетта" Прокофьева.

  • Популярные
  • По времени
Публикации
не найдены
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×