Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
30 января 2017, 16:35

Как Минкультуры будет спасать российское кино от Голливуда

Фото: © РИА Новости/Евгений Биятов

Фото: © РИА Новости/Евгений Биятов

За последнюю неделю Министерство культуры и Фонд кино выдвинули несколько инициатив по защите российского кино от засилья западных блокбастеров, отбирающих у наших лент даты премьер, сеансы и, как следствие, деньги. Лайф постарался разобраться, что ждёт кинорынок и зрителей от реализации этих чиновничьих идей.

Убийство артхауса

Директор Государственного фонда кино Антон Малышев предложил поднять стоимость оформления прокатного удостоверения (документа, необходимого для показа фильма в кинотеатре) с 3,5 тыс. до 5 млн рублей. Фильмы, прокатчики которых не смогут позволить себе прокатные удостоверения, освободят сеансы под наше кино.

Полученные таким образом деньги предлагается отдавать Фонду кино на создание новых отечественных лент. Русским фильмам уплаченные за удостоверение деньги планируется возвращать. 

По мнению министра культуры Владимира Мединского, сегодняшний порог для вхождения зарубежного кино в отечественный прокат очень низок. Это позволяет кинофильмам "плохого качества" беспрепятственно проникать в кинотеатры и отбирать сеансы у русских картин.

Гендиректор российского отделения компании "Рентрак" Роман Исаев рассказал Лайфу о том, что рост стоимости прокатного удостоверения в 1400 раз вполне может погубить российский прокат, а именно малый и средний его сегмент — прокатчиков артхаусных картин, независимых и фестивальных фильмов. Компания "Рентрак" является главной мировой компанией в области сбора и аналитики данных кассовых сборов. "Рентрак" не только предоставляет подробнейшие статистические данные о посещаемости и наработке фильмов в кинотеатрах, но и занимается точным прогнозированием кассовых данных для лент, до премьеры которых остаётся ещё год или полтора.

Большие прокатчики смогут каким-то образом найти средства для уплаты этой пошлины. К примеру, из бюджетов на рекламу своих фильмов. А вот на артхаусе можно будет поставить крест вообще — там сборы в 10 миллионов рублей представляются довольно внушительными. Нельзя забывать, что половина денег, вырученных фильмами, уходит кинотеатрам. [...] Малый и средний сегмент, весь артхаус и большинство независимых картин — всё это будет убито
Роман Исаев, генеральный директор компании "Рентрак"

Заместитель генерального директора компании "Экспонента" Жанна Сарычева подтвердила Лайфу, что инициатива была выдвинута без учёта её влияния на средний сектор проката, к которому относится и компания Жанны. "Экспонента" — один из известнейших российских прокатчиков, специализирующихся на выпуске фестивального и малоизвестного кино. За прошедшие годы компания выпустила на экраны оригинальный зомби-триллер "Новая эра Z", нашумевший на фестивале "Санденс" ужастик "Оно" и триллер "Опасная иллюзия" с Шайей Лабафом в главной роли.

Это хулиганство! Мы не согласны с этим категорически. У нас 15–16 миллионов заработала всего пара проектов, и то недавних. До этого фильмы собирали у нас по 6–7 миллионов. Если делить напополам, то, получается, нам достаётся 3 миллиона с фильма.Что хорошего в том, что уйдут небольшие фирмы? Потеряются же рабочие места. [...] Существует рынок. В нём нужно уметь существовать. Делайте замечательные фильмы — будете иметь деньги. Причём "Притяжение" работает гораздо лучше, чем наши фильмы. Всё у него в порядке и без прокатных удостоверений за 5 миллионов
Жанна Сарычева, заместитель гендиректора кинокомпании "Экспонента"

Министерство культуры и Фонд кино прокомментировали инициативу Лайфу, сказав, что повышение стоимости прокатных удостоверений — это лишь одна из обсуждаемых мер государственного протекционизма отечественного кинематографа. Окончательное решение по ней ещё не принято, и в ближайшее время эта инициатива, по их словам, будет дорабатываться. 

В Фонде кино отметили, что "при обсуждении меры по повышению стоимости прокатного удостоверения речи не идёт (и никогда не шло) о фестивальных фильмах — как российского, так и зарубежного производства". Такие фильмы, утверждает представитель Фонда кино, должны оставаться в репертуарах российских кинотеатров.

Голливудские фильмы уступают российским, а зритель остаётся дома

Идея Минкульта передвигать даты премьер зарубежных фильмов ради благоприятных сборов отечественных картин, по словам Владимира Мединского, будет продолжать работать дальше.

Часто соглашения по поводу прокатных дат удаётся достигнуть полюбовно. Если в одну неделю начинается прокат российского фильма и голливудского блокбастера, Минкульт просит у прокатчика зарубежной новинки сдвинуть премьеру.

В будущем иностранное кино планируется сдвигать не только ради отечественных картин, но и из-за важных праздничных дат. Мединский приводит в качестве примера День космонавтики (14 апреля), в который не должен выйти "какой-нибудь "Три икса — 29". Особенно иронично то, что на праздничный уик-энд Дня космонавтики этого года назначена премьера фильма "Форсаж-8" с тем же Вином Дизелем.

Самая громкая история с передвижением дат случилась в 2015 году, когда премьера фильма "Мстители: Эра Альтрона" была сдвинута на неделю раньше, чтобы освободить место для ленты "А зори здесь тихие". Это не очень сильно помогло прокатной судьбе последнего — сборы "А зори здесь тихие" в первую неделю проката оказались в два раза ниже, чем у продолжения "Мстителей", которое шло уже вторую неделю. 

Эта инициатива наносит нашей индустрии урон финансовый, имиджевый и структурный. Говорить о том, что эта идея что-то дала, не приходится. Случай с "Зорями" и "Мстителями" очень показателен. Как ни сдвигай дату премьеры, люди всё равно пойдут на тот фильм, который им интересен. А если зритель не видит интересную для себя картину на каком-то уик-энде, откуда руками Минкульта убран голливудский фильм, зритель просто никуда не идёт
Роман Исаев, генеральный директор компании "Рентрак" 
Это неправильно. Люди же следят, когда мировая премьера, когда европейская, когда американская. Это ничего не даст. Если фильм хороший, на него пойдут, какие бы фильмы где ни стояли. Да, график и технические возможности лучше у Голливуда, но посмотрите, как у нас получилось с "Викингом" и "Притяжением". Прекрасно получилось
Жанна Сарычева, заместитель гендиректора кинокомпании "Экспонента"

Выхода нет, иди в кино

Генеральный директор студии "Тритэ" Леонид Верещагин выдвинул инициативу сдвигать ради успеха российских фильмов не только премьеры зарубежных картин в кино, но и громкие телевизионные показы.

Делать это предлагается для того, чтобы у российских зрителей в премьерном окне российских блокбастеров не было никакой альтернативы, кроме похода в кинотеатры на отечественные фильмы.

При моём крайне уважительном отношении к Леониду Эмильевичу Верещагину я считаю, что идея эта крайне утопична. У нас есть огромный пласт аудитории, он превосходит в разы киноходящую аудиторию. Это те люди, которые сидят у телевизора, которые являются лояльной телеаудиторией и которые никогда в кинотеатры не пойдут. Эта инициатива не побудит их пойти в кинотеатры — они всё равно не пойдут. Ничего эта идея не даст
Роман Исаев, генеральный директор компании "Рентрак"

Прокатные компании и Министерство культуры не могут найти общего языка и начать действовать сообща, с одинаково выгодными последствиями для всех участников истории: чиновников, кинотеатров и зрителей.

Министерство культуры в своём протекционизме и попытках уберечь российское кино от зарубежных блокбастеров с их гигантскими бюджетами забывает о том, что зритель идёт в кино не на большие бюджеты или рекламу. Зритель идёт в кино на истории. И как только у русских фильмов всё станет в порядке с историей, когда злопыхателям в Интернете будет не к чему придраться, вот тогда можно будет даже сиквел "Притяжения" ставить на один день с новыми "Звёздными войнами". 

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров