Ровесница революции и любимица Шаляпина. Как Нестеров написал второе "Видение"
В день рождения Фёдора Ивановича Шаляпина Лайф рассказывает о неизвестном продолжении картины Михаила Нестерова, которое он написал специально для своего друга-певца.
![Фото: © L!FE/Александра Ульянова](https://static.life.ru/posts/2017/02/973100/36018860740a2a3a532ca7019591f1a4.jpg)
Мало кто знает, что у центральной работы Михаила Нестерова — "Видения отроку Варфоломею" (1890 г.) — есть продолжение. Оно было написано спустя 27 лет после оригинала, в 1917-м, по заказу Фёдора Шаляпина. В 1922 году полотно покинуло Россию вместе с хозяином и вернулось на родину только несколько лет назад благодаря частному коллекционеру. Он выкупил полотно на аукционе в Нью-Йорке. Сейчас оно выставлено в галерее "Центр искусств" в Москве, но в течение ближайших лет его планируют переправить в частный музей в Петербурге.
Бренд России
![](https://static.life.ru/posts/2017/02/973100/7c54223b0ecc4d139fba65ea54d3bb87__1260x.jpg)
Картина "Видение отроку Варфоломею" имела столь оглушительный успех на выставке передвижников, для которой её написал Нестеров, что на исходе XIX века стала своеобразным символом, брендом России.
— Все хотели иметь её небольшой этюд, вариант, — рассказал Лайфу галерист "Центра искусств" Андриан Мельников. — Картина очень нравилась и Шаляпину. Он всё время спрашивал Нестерова: "Как будет развиваться сюжет?"
Однажды Нестеров решился написать "Видение отроку Варфоломею. Часть II". На полотне схимник ведёт отрока по его духовному пути, двигаясь позади него, как защитник. Написанная также в местах близ Сергиева Посада, с тем же пейзажем, композиционно и по стилю картина устроена совсем иначе, нежели первая. Фигуры смещены в край, будто вот-вот "выйдут" из полотна, оставив пустое пространство. От академизма художник явно отошёл в сторону импрессионизма — он уже отталкивается от Сезанна, Моне, а обилие красок передаёт внутреннюю эмоциональность сюжета.
Переживания бушевавшей в 1917 году России не могли не отразиться на религиозном по тематике полотне. И всё же сюжет связан скорее с личностью художника, чем с историческим контекстом, уверен Мельников.
— Есть художники, которые творят, вдохновляясь происходящими вокруг событиями. А есть те, кто от них достаточно далёк и погружён лишь в собственные эмоции.
По всей видимости, эта картина стала последней у Нестерова на религиозную тематику. После 1917 года из подобных он писал только этюды.
Взял жену и две картины
![](https://static.life.ru/posts/2017/02/973100/b242c9ad0634add31ab112bbf6d1b05b__1260x.jpg)
"Видение отроку Варфоломею — II" стало Шаляпину настолько дорого, что, когда тот покидал Россию (в 1922 году он уехал сначала на гастроли в Америку, потом в Европу и так и не вернулся в советскую Россию. — Прим. Лайфа), он забрал её в числе своих главных живописных сокровищ. В парижской студии Шаляпина это полотно висело по соседству со знаменитым кустодиевским портретом.
После смерти Шаляпина картина ещё долго висела в его парижской квартире, которая была музеем. Около 15 лет назад потомки Шаляпина привезли её в Нью-Йорк и выставили на Sotheby's вместе с другими картинами (в том числе "Лежащей обнажённой" и рисунками Кустодиева), а также фотографиями. Там нестеровское полотно купил московский коллекционер, а спустя какое-то время перекупил петербургский коллекционер.
У нынешнего владельца, по словам Андриана Мельникова, есть планы по созданию частного музея русского искусства конца XIX — начала XX веков, который может открыться в Петербурге через год-два. Туда, судя по всему, и перекочует картина.