"Логан": жанр фильмов о супергероях наконец-то мёртв
Кинообозреватель Лайфа Егор Беликов посмотрел последний фильм о Росомахе на Берлинском фестивале, причём одним из первых в мире.
Фото: © 2017 Twentieth Century Fox
Всем же понятно, что такое супергеройское кино. Это ненапряжное кинопроизведение, в котором один или несколько героев обладают способностями, недоступными плюгавым людишкам, то есть остальным персонажам. Перед ними стоят серьёзные проблемы — какие-нибудь выдуманные злодеи или катаклизмы. И проблемы перед героями стоят нечеловеческие: проблема долга перед всем миром, ответственности за собственный дар и прочая патетика. Ещё будут отсылочки ко всяким комиксам для тех, кто понимает, и сцена после титров.
Вроде бы очередной супергеройский фильм "Логан" про Росомаху из "Людей Икс" показали вне всяких конкурсных программ Берлинского фестиваля (ещё бы в конкурсе), да наверняка ещё и денег больших за это попросили. Здесь раньше по такой же схеме показывали диснеевскую "Золушку" 2015 года и даже, вот ужас, "Пятьдесят оттенков серого". Такие фильмы показывают, разумеется, для того, чтобы на фестиваль приехали звёзды, а их фотки попали на обложку журнала Gala.
Фильм "Логан" действительно дорогой ($127 млн), формально относится к глуповатой комиксной вселенной "Людей Икс", и в нём снялись суперзвёзды: Хью Джекман в понятно какой роли, а также сэр Патрик Стюарт. Но это, едва ли не впервые в истории жанра, кино не про суперлюдей совсем: оно про обычных человеков. Это в чистейшем виде гуманистическое искусство. На Берлинском фестивале, кстати, такое презирают: это серьёзный политизированный смотр. На пресс-показе картину приняли сдержанными, если не жидкими, аплодисментами.
По сюжету фильм вообще не связан с бесконечными предыдущими трилогиями, спин-оффами и приквелами. (Хотя, уверен, фанаты всё равно найдут очень важные отсылки к чему-то совершенно незначительному. Я-то не фанат.) В мире "Логана" мутантов вообще не осталось, они есть только на страницах глупых детских комиксов.
Росомаха работает водителем лимузина и содержит двух инвалидов, которые втайне живут на заброшенном нефтяном месторождении. Один из них — беспомощный альбинос Калибан, у которого кожа плавится на солнце. Другой — тот самый могущественный профессор Ксавьер, дряхлый старик на каталке и со слабоумием, который упрямится и отказывается пить таблетки. Вот и всё, что осталось от героических, обтянутых латексом людей Икс. У самого Росомахи тоже не всё в порядке со здоровьем: по утрам он харкает кровью, а некоторые раны на его теле перестали заживать.
Идея героя, который больше не хочет никого спасать, для жанра совершенно неочевидна. Это так просто не работает: увечный Росомаха не выглядит как ролевая модель для подростков, с ним экшен-фигурки не продать. Но в том-то и дело, что это совершенно не детское кино: оно непонятно тем, кто ещё не потерял все жизненные перспективы и не столкнулся с подступающей старостью. В фильме даже есть ребёнок, но он вряд ли сможет кого-то умилить: это очередной мутант, замкнутая и агрессивная юная мексиканка с лезвиями в кулаках.
Наконец-то в жанре фильм для взрослых, неинфатильных, не жаждущих картинного насилия. Росомаха, даже когда убивает, делает это без лишних красивостей. Никакой псевдохореографии и брызг искусственной крови в рапиде, всё очень утилитарно: проще всего воткнуть лезвия в голову сбоку. Да и общая эстетика упадка, очевидно, вдохновлённая последним "Безумным Максом", порадует только тех, кто сам уже немного проржавел.
Здесь, конечно, есть классический злодей. Это бандитской внешности молодец, похожий на возмужавшего Егора Крида, он строит какие-то туманные козни о создании армии детей-мутантов, а затем гоняется с наёмниками за уставшим и приунывшим Росомахой. Но толку-то: седой и бородатый Росомаха сам не хочет ни с кем бороться. Он уже не живёт, а доживает.
Грустная ирония состоит в том, что у "Логана" есть ещё и обобщающий смысл. Это кино, которое подводит итог жанра умирающей супергероики. Да-да, эта махина из бесконечных киновселенных схлопнется уже совсем скоро, как схлопнулись до этого мюзиклы и вестерны. И вот эта почти что санденсовская драма о старении и смерти — отличное свидетельство анахроничности фильмов со сверхсильными героями.
Может, фильм ещё как-то неумело вызывает у зрителя настоящие чувства. В основном для этого используется красиво постаревший Хью Джекман (а ему самому под пятьдесят уже). К нему люди банально привыкли за десять-то фильмов: этот лохматый австралиец уже как родной. Но это в любом случае большой и важный прецедент, этапная, если хотите, картина: когда ещё о картине про людей Икс хотелось бы серьёзно поговорить, прямо как о настоящем кинематографе.
А сцены после титров не будет. В жизни не бывает сцен после титров, и тут не будет.