Хорошему танцору кино не мешает. "Большой" Тодоровского — балет о жизни в России

Хорошему танцору кино не мешает. "Большой" Тодоровского — балет о жизни в России

Фото: © РИА Новости/Григорий Сысоев

1371

Когда Тодоровский объявляет о новом проекте, принято замирать в ожидании и трепете. Валерий Петрович давно ассоциируется с человеком, который проявляет максимум внимания к деталям. А потому, когда на питчинге Фонда кино пару лет назад заговорили о серьёзной постановке про балет от Тодоровского с западными актёрами и масштабом, поверилось в лучшее. Ведь лучший балет — он у нас, в России, а значит, и снять про него у нас смогут так, что Портман с Аронофски и их "Чёрным лебедем" подавятся.

Но за годы производства и бюджет урезали, и от иностранных звёзд отказались, и история стала куда менее масштабной. Но остались блестящий сценарий Анастасии Пальчиковой и мастер в режиссёрском и продюсерском креслах, снявший в итоге тяжёлую биографическую драму, которую даже стыдно как-то сравнивать с "Чёрным лебедем". Да и балет тут скорее инструмент, нежели основная тема повествования.

<p>Фото: © КиноПоиск / &#34;Большой&#34;</p>

Оля Ольшанская родилась в Шахтинске и даже не мечтала о карьере балерины. Однако однажды, пока она с подельниками нехитро обворовывала подвыпивших шахтёров, её заметил бывший премьер Большого театра — спившийся и растолстевший артист Потоцкий. Он сразу же оценил её стопу и прыжок и потащил в Москву в балетное училище к известной своим жёстким характером Галине Белецкой. Именно здесь Юля проведёт ближайшие восемь лет, чтобы всё-таки выйти на сцену Большого, а заодно и прочувствовать на своей шкуре весь ад реальной жизни, причём не только балетной.

Тодоровский с ходу показывает, что никакую сказку про золушку, ставшую примой, он не снимает. Ему даже приходится раз шесть давать своим героям произнести, что жизнь — она вообще не сказка. Можно сбежать из Шахтинска и пахать как лошадь, но рано или поздно тебя таки догонит прошлое и даст такого пинка, что мало не покажется. Картина очень чётко фокусируется на теме единственного шанса, который тебе даёт жизнь. И если ты его профукаешь, по своей ли воле, по причине сложного характера или из-за принципов, то вернёшься ты в свой Шахтинск в стрип-клуб или будешь сидеть в кордебалете в третьем ряду в лучшем случае.

Одним из лучших ходов было отказаться от киноактёров и взять на главные роли профессиональных артистов балета. Пускай девушки частенько не вытягивают крупные планы, зато история, которую они рассказывают, понятна им как никому. Да и выпендриваться со сложной съёмкой балетных партий не пришлось. Девушки танцуют сами, и оттого всё, происходящее на экране, ещё правдоподобнее.

<p>Фото: © КиноПоиск / &#34;Большой&#34;</p>

За актёрскую игру в картине отвечает Алиса Бруновна Фрейндлих. И, учитывая, что последний раз в кино мы видели её, когда великой актрисой нагло воспользовались в "Возвращении мушкетёров", наблюдать, с каким почтением и пиететом к ней относится Тодоровский, — одно удовольствие. Он даёт ей массу экранного времени, и она успевает и развеселить, и слезу из зрителя выдавить, и напомнить, что вообще-то в стране была хорошая актёрская школа.

Фильм "Большой" несёт в себе помимо эстетического наслаждения ещё и важную, пусть и спорную во многом, догму. Ни за что не отдавайте своих детей в балет. Да и вообще, если ваш ребёнок проявляет интерес к творческим профессиям, выбивайте из него эту дурь с детства. Тодоровский жесток к своим героям. По-настоящему счастливой в финале остаётся только героиня, которая сама бросила училище, потому что ей надоело до синяков утягивать выросшую грудь. Она работает в Большом костюмером и наблюдает за всеми внутренними войнами со стороны.

<p>Фото: © КиноПоиск / &#34;Большой&#34;</p>

Конечно, в настоящем театре всё ещё жёстче, кровавее, ещё больше слёз и больше уничтоженных человеческих судеб. Тодоровский не претендует на реалистичность, он не даёт инструкций и не читает морали. Ему важно рассказать истории людей. Понять, есть ли место человеческим чувствам и эмоциям в балете, искусстве, да и в жизни в целом. А потому и финал открытый. И Тодоровский приглашает к диалогу. Но не о балете и Большом театре. А о простых людях, которых ломает этот город, эта страна, и о том, что мечты сбываются, но чаще не у тех, кто мечтает.

Жалко только, что, видимо, ещё на стадии создания Тодоровский знал, что будет резать своё полотно под четырёхсерийный телефильм. Отсюда появляются некоторые затянутости в диалогах и сценах, простая телевизионная картинка и ужасная сцена с прыжком с крыши на крышу на хромакее. Но избежать этого, наверное, было нельзя. Ведь эти условия были в основе договорённости с каналом об информационной поддержке и помощи в создании фильма.

<p>Фото: © КиноПоиск / &#34;Большой&#34;</p>

Но все эти лишние телевизионные условности не портят общего впечатления от пускай не такой масштабной, как ожидалось, человеческой истории. Тодоровский знает цену себе и понимает, продукт какого качества производит. Недаром премьера его фильма впервые за много лет проходила в Большом театре. И Роман Абрамович не просто так забросил все дела и примчался посмотреть кино.

"Большой" выйдет в российский прокат 11 мая 2017 года.

  • Популярные
  • По времени
Публикации
не найдены
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×
Скачайте в App Store
#Первые по срочным новостям!
Загрузите на Google Play
#Первые по срочным новостям!