Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
8 июня 2016, 11:30

Индейцы и русские бабы Льва Бакста

В Музее изобразительных искусств имени Пушкина стартовала масштабная выставка работ Льва Бакста, приуроченная к 150-летию со дня его рождения. Лайф рассмотрел ту грань таланта и предприимчивости художника, которую он открыл в себе в последние годы жизни, — производство уникальных тканей. Многие из эскизов Бакста, уверены историки моды, мануфактурщики присвоили себе после смерти художника в 1924 году.

Фото: © Wikipedia.org

Фото: © Wikipedia.org

Лев Бакст создавал не только потрясающие эскизы к театральным костюмам для "Русских сезонов" Сергея Дягилева, которые принесли ему наибольшую популярность. Бакст учил живописи кузенов последнего русского императора, писал портреты светских персон, создал целый пласт высокой моды имени себя, а в последние годы жизни решил отправиться в Америку с целью организовать производство тканей по собственным эскизам. О последнем этапе его творчества мы говорили с искусствоведом, историком моды Еленой Беспаловой.

Она подчёркивает: Бакст был провозвестником моды — он предугадывал её на годы вперёд. Например, в 1913 году Бакст оформляет балет "Игры", музыку к которому специально для Дягилева написал Клод Дебюсси. В балете показана жизнь будущего, а именно 1925 года: костюмы, интерьеры, архитектура. Белые шорты с красной окантовкой, красные подтяжки, парик. Если взять эскизы одежды конструктивистов Попова и Степановой 1920—1925 годов — один в один. Сразу после триумфа дягилевского балета в Париже Бакстом начинают интересоваться в США. С 1913 года Бакст сотрудничает с американским журналом Harper`s bazaar, но в основном о нём рассказывают как о театральном художнике и "арбитре элегантности". 

лев бакст 1

До Первой мировой войны модные журналы писали, что Бакст влияет на орнаментацию тканей через театр, прямых эскизов тканей он не создавал. Промышленное производство тканей начинается в 1922 году, когда Бакст отправляется в США по приглашению Джона и Алисы Гаррет. Они заказали у Бакста портреты и оформление интерьеров в своём особняке в Балтиморе. До нас дожил один интерьер — фойе их домашнего театра, созданное в русском стиле. 

Бакст был полон решимости взять индустриальные высоты — существует список работ, которые художник взял с собой в путешествие через Атлантику. Кроме картин, предназначенных для выставок в Нью-Йорке и Чикаго (около 90 работ), с собой у него было 11 эскизов тканей для бизнес-целей. Он знакомится с одним из владельцев мануфактуры Артуром Селигом, который изготавливал шёлк. Из небольшой переписки в пять писем известно, что Селиг работал в то время с партнёрами, которые выкинули его из компании, когда тот слишком увлёкся Бакстом. Селиг выкупил у партнёров рисунки и стал использовать их под другой маркой. До сих пор историки моды спорят, что же это была за марка. Наиболее распространена версия, что это была фирма Robertson.

лев бакст 2

Именно в доме Гарретов в Балтиморе сохранились единственные дошедшие до наших дней пять оригиналов тканей, созданных в 1920-е годы по рисункам Бакста. Впервые в цвете их опубликовала Елена Беспалова.

— Среди них были совсем неяркие рисунки, очень русские по духу. Россия ведь в дореволюционное время была главным поставщиком тканей для Азии, где своего производства тканей не было. Наши мануфактурщики создавали цветочки-васильки для российских женщин и огурцы-гвоздики для Средней Азии. Бакст использовал орнаменты XIX века и давал им новую жизнь. Живя между Парижем и Штатами, Бакст думал, что всё, что он знает о России, не узнает больше никто, — рассказывает Беспалова.

Желанием Бакста разнести по миру красоту русской народной культуры объясняется то, что эскизы с вариациями русских рисунков он выставлял и рисовал для последующего изготовления тканей. Самый понятный и узнаваемый русский мотив у Бакста — собор Василия Блаженного. Лошадки, например, — абсолютно народный мотив, который использовали в пряничных формах. Среди орнаментов тканей, оставшихся в Балтиморе, — языческие мотивы со всадниками и бабами. 

Всего до наших дней дошло около сотни эскизов Бакста для тканей: 33 эскиза, созданных для Соединённых Штатов, куплены российским коллекционером Натальей Курниковой и хранятся в галерее "Наши художники", остальные "разбрелись" по Европе.

— В народ пошли только наиболее робкие его рисунки тканей. Самые смелые остались в основном на эскизах, — говорит Беспалова.

бакст3

Бакст объехал всю Америку до Тихого океана, посещал резервации индейцев, общался с археологами (исследователями) индейских предметов одежды и создал целый пласт эскизов для американских тканей. Во время своих лекций о моде Бакст объяснял американцам, что им стоит не ездить в Европу за модными веяниями, а обратиться к собственной аутентичной культуре, использовать индейские орнаменты. Так создавались самые узнаваемые его эскизы орнаментов тканей — яркие, броские, с крупным рисунком. 

baksta узоры

Последняя поездка художника в Штаты в 1924 году была с целью поиска новых партнёров для производства тканей: Бакст, вероятно, хотел найти фигуру крупнее и самостоятельнее Селига. Но после смерти художника 40 эскизов осели в Америке и Европе и до сегодняшнего дня могут быть использованы без ведома его наследников. 

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar