Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
20 апреля 2016, 18:11

Как украсть на реставрации?

Лайф объясняет, как пилят бюджет чиновники и реставрационные компании. В плюсе остаются все.

20 апреля правоохранительные органы арестовали счета и имущество замминистра культуры Григория Пирумова. Он находится под стражей с 15 марта по обвинению в хищении госсредств, выделенных на реставрацию памятников культуры. Среди главных эпизодов уголовного дела — реставрационные работы в Новодевичьем монастыре в Москве, а также в крепости в Изборске Псковской области.

Кроме Пирумова под стражей оказались директор департамента управления имуществом Минкультуры Борис Мазо, директор ФГУП "Центрреставрация" Олег Иванов, директор компании "Балтстрой" Дмитрий Сергеев и её управляющий Александр Коченов, а также советник гендиректора компании "Линнит-Консалт" Никита Колесников.

Корреспонденты Лайфа пообщались с экспертами в области реставрации и узнали, что в сложившейся системе на любом этапе работ компании и чиновники могут договориться и получить незаконную прибыль. 

Подрядчики должны подружиться с чиновниками, которые объявляют тендеры.

Самое главное условие — фирма-исполнитель должна войти в когорту привилегированных компаний. Проще говоря, её руководство должно подружиться с чиновниками, которые объявляют конкурсы. Если контакт между реставрационной компанией и властями налажен, ей необязательно учитывать мнение профессионального сообщества — учёных, реставраторов и экспертов из "Архнадзора".

Большинство крупных реставрационных проектов в нашей стране выполняет одна и та же группа компаний. А в прошедшем 2015 году из общего бюджета 13,5 млрд рублей на реставрацию памятников архитектуры более 6 млрд были освоены акционерным обществом "Балтстрой". 

Исполнитель должен "раздуть" проектную документацию.

Это парадоксально, но стоимость подготовительного этапа работ может быть сопоставима со стоимостью реставрации. Для составления плана работ требуется собрать множество заключений и экспертиз, досконально проанализировать состояние памятника. По мнению экспертов, избыточная бумажная волокита играет на руку недобросовестным подрядчикам. Они могут получать деньги несколько раз за документацию, которая была разработана единожды.

Недавний пример дорогой проектной документации — тендер на разработку проекта работ на объектах ансамбля Кирилло-Белозерского монастыря в ноябре 2015 года (101 млн рублей). 

В проекте нужно расписать избыточные объёмы работ.

Потенциальный коррупционер должен увеличить на бумаге объёмы работ настолько, насколько это возможно. К примеру, можно заявить, что необходимо отштукатурить всё внутреннее пространство древнего храма, при том что в реальности ремонта требует только его часть. Или заявить о том, что для реставрации фрески нужно нанять пять мастеров, хотя в реальности над ней будут работать трое. Большие объёмы работ при этом никак не должны сказаться на увеличении сроков, заявляемых в тендере. Напротив, сроки выполнения работ должны быть сжаты до минимума, чтобы быстро получить деньги и перейти к следующему проекту. В 2012 году компания "Балтстрой" провела реставрацию крепости в Изборске около 4 месяцев, хотя эксперты оценивали длительность работ в 4 года. 

Не нужно тратить много времени на исследования.

Длительные исследовательские работы никому, кроме реставраторов, не нужны. Они занимают очень много времени и требуют высококвалифицированных кадров, которые просят за свою работу хороший гонорар. По словам экспертов, в те сроки, которые иногда устанавливают в тендерах на исследовательскую работу, зачастую невозможно провести её качественно.

Заказчик должен перестать нанимать профессионалов.

Реставраторы с фундаментальным образованием и множеством успешно реализованных проектов за плечами — ни к чему. Они будут требовать тщательного проведения работ, проведения попутных исследований, жаловаться в органы в случае некачественного результата. Активность этих людей увеличит длительность работ и не позволит сделать большой "откат". Для получения незаконной прибыли для реставрации нужно привлекать шустрых сговорчивых исполнителей, заточенных на быстрый результат и не задающих лишних вопросов. Правда, после их деятельности от памятников могут отваливаться куски, либо спустя месяц они могут позеленеть.

В качестве консультантов во время подготовки материала выступили архитектор-реставратор высшей категории, профессор Московского архитектурного института (МАРХИ) Татьяна Каменева и председатель подмосковного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Евгений Соседов.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar