Не выделывайся. Нужно ли отказываться от стереотипов?

Не выделывайся. Нужно ли отказываться от стереотипов?

Фото: © Shutterstock

1711

Для начала нужно понять, для чего нам нужны стереотипы. Их задача состоит в том, чтобы сэкономить наше время и интеллектуальные усилия и помочь в повторяющихся ситуациях действовать автоматически, не задумываясь. Когда ситуация типичная, то и поступать нужно типично. Например, вспомните, как вы встаёте утром с постели: вы снимаете пижаму, идёте на кухню и наливаете стакан сока, потом идёте в ванну, чистите зубы, — всё это вы делаете на автопилоте. В это время мозг занимается более важными делами: он адаптируется к дневному режиму работы. Пользуясь стереотипами, заготовленными моделями поведения, ваш мозг освобождает ресурсы для обдумывания других мыслей.

Известно, что Эйнштейн имел пять совершенно одинаковых комплектов одежды на каждый день, чтобы не тратить утром время на выбор костюма, а перенаправить силы на решение более важных задач. Именно для этого нам и нужны стереотипы: мы пользуемся шаблонами там и тогда, когда не хотим вдаваться в ненужные детали. Мы отделяем важное от неважного, и для всего незначительного у нас есть стереотипные модели поведения.

Исходя из этого, нам становится понятно, где и когда пользоваться стереотипами: в типичных ситуациях нужно действовать типично, придерживаться дресс-кода и протокола поведения, а в ситуациях, где нужно индивидуальное решение, стереотипов следует избегать. Например, если вы хотите, чтобы ваш кредит в банке был одобрен, лучше не одеваться в костюм для Хеллоуина. А если вы хотите произвести впечатление на первом свидании, лучше не начинать ныть про низкую зарплату и начальника-придурка. Казалось бы, всё просто. Осталось только выяснить, какие ситуации "типичные", а какие "индивидуальные". И вот здесь таится ряд проблем.

Мы видим, что все стереотипы производны от того общества, в котором мы находимся. В каждом сообществе приняты определённые правила приличия, границы допустимого и шаблоны поведения. Например, моя подруга-парижанка выходит на работу через 5—7 минут после пробуждения, ей и в голову не придёт надевать на работу платье или наносить макияж, и уж тем более надевать туфли или чулки — для офиса это совершенно неадекватно. Если женщина в Европе приходит на работу в платье, её все спрашивают, что у неё случилось. А уж если она при этом использовала косметику, то поводом может быть только большой семейный праздник, свадьба или рождество, перед которыми она никак не успевает забежать домой, чтобы нарядиться. В повседневной жизни пользоваться косметикой, надевать платья и обувать каблук совершенно неадекватно.

В менее развитых странах, отягощённых патриархатом и сексизмом, всё как раз наоборот: от девушки требуется носить платье и краситься каждый день. Идеология этих обществ утверждает, что мужчинам якобы нравится косметика на женщинах, и что женщина якобы обязана привлекать к себе внимание мужчины (хотя и первое и второе утверждение ложно), следовательно, женщина в таких обществах всю себя обязана посвятить тому, чтобы выполнить женскую миссию на земле: сделать из себя привлекательный для мужчины объект потребления, привлечь мужчину, заключить с ним брак и родить от него ребёнка. Как бы дико это ни звучало, но многие живут именно такими стереотипами. Из этого мы можем заключить, что на формирование стереотипов влияет идеология, уровень развития страны и гражданские свободы, которыми могут пользоваться и мужчины, и женщины.

Поэтому нужно чётко понимать, в каком сообществе вы находитесь и каковы принятые здесь модели поведения. Многие соотечественницы, например, попадая в Европу, часто сталкиваются с несовпадением шаблонов в разных культурах, что может привести к неприятным ситуациям. Не секрет, скажем, что слишком яркий макияж и короткое платье могут восприниматься как признаки древнейшей профессии, тогда как у них на родине боевая раскраска и мини-юбка являются ежедневным дресс-кодом и социальным требованием. В более патриархальных странах считается, что выходить из дома без макияжа неприлично.

Точно так же и в межличностных отношениях существует множество неверных прочтений стереотипов. "Я уже полгода пытаюсь привлечь внимание парня, даже его книги читать стала, а он думает, что мне и вправду интересная философия", — жалуется мне девушка. Или другой пример: молодой человек встречался с девушкой, которая была ему симпатична, и вот на третьем-четвёртом свидании, видимо, желая подстегнуть своего спутника к более решительным действиям, она говорит ему, что очень любит делать минет и, дескать, всем мужчинам это нравится. А у молодого человека, напротив, оральный секс вызывает отвращение, и эта встреча становится их последним свиданием. Девушка, конечно, хотела как лучше, но решила действовать стереотипно и всё разрушила. Благими намерениями устлана дорога в ад.

Стереотипы часто помогают неуверенным в себе и закомплексованным людям, которые не знают, как проявить себя, поэтому типичные модели поведения приходят им на помощь, чтобы не выделяться из массы. Не знаешь, как действовать, — действуй как все. Как в детском саду: "нравится девочка — дёрни за косичку". И если мальчик никак иначе не умеет проявить свои чувства, на помощь ему приходит шаблон. Если мужчина не знает, что значит быть мужчиной, он начинает пользоваться стереотипами типа "мужчины никогда не плачут и не проявляют эмоций", "мужчина должен посадить дерево, родить сына и построить дом". Если женщина не знает, ради чего она живёт, она использует стереотип стать объектом потребления мужчин, выйти замуж и родить детей. Если люди не знают, как самореализоваться, они легко находит шаблоны того, что мужчина должен быть охотником, а женщина красавицей и хранительницей очага. То есть стереотипы помогают людям, которые не имеют собственного смысла жизни. Ими пользуются те, кто не умеет быть самим собой.

Многим аутистам и психотикам стереотипы полезны и необходимы, потому что они дают им хоть какие-то ответы и ориентиры в этом мире. Если человек вообще не знает, чем женщина отличается от мужчины и что нужно, чтобы стать женщиной, стереотипы дают ей подсказку про платья, каблуки, макияж, семью, домашний очаг, ждать любимого с работы и нянчить детей. И, как ни странно, многие психотики находят себя в такой фетишизации, они рады быть объектами потребления мужчин просто потому, что не знают, кто они и зачем живут.

Невротиков, конечно, стереотипы провоцируют и заставляют действовать наперекор и от противного: "Вы говорите, что мужчина не должен носить длинные волосы и кружевные рубашки, а я буду таким мужиком". Посмотрите, например, на рокеров 1970—80-х и вы найдёте массу примеров разорванных шаблонов и низвергнутых стереотипов. Конечно, невротики борются с теми стереотипами, которые существуют только у них в голове.

Положительная сторона стереотипов заключается в том, что они дают наиболее общую модель поведения человека в том или ином социуме. Отрицательная сторона состоит в том, что в личностных отношениях они не годятся. Пользоваться шаблонами в быту не так уж плохо, но вот быть "как все" со своими близкими, любить "как все", думать "как все", мечтать "как все", быть "как все" — это настоящая катастрофа, ничего хуже для человека и представить нельзя.

  • Популярные
  • По времени
Публикации
не найдены
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×
Скачайте в App Store
#Первые по срочным новостям!
Загрузите на Google Play
#Первые по срочным новостям!