Замолчал режиссёр "Молчания ягнят"

Замолчал режиссёр "Молчания ягнят"

3618
Журналист Игорь Мальцев — о том, сколько всего сделал Джонатан Демме за свою карьеру.

Режиссёра Джонатана Демме широкая публика знает по фильму про каннибала Ганнибала Лектера — "Молчание ягнят" (1991). Но его творчество значительно шире, и профессиональная биография гораздо интереснее, так что не будем всё сводить к приключениям каннибала и агентши ФБР.

Его старт в кино во многом заслуга режиссёра Роджера Кормана, которого принято называть "королём фильмов категории B". Да-да, это тот самый Корман, который в своё время перемонтировал советский научно-фантастический фильм "Планета бурь" и выпустил его без всякого указания на мосфильмовское происхождение ленты.

Без Кормана тем не менее многих карьер в мировом кино не существовало бы ни Денниса Хоппера, ни Джека Николсона, ни десятков других суперзвёзд. Был у него настоящий нюх на талантливых людей.

Джонатан Демме работал у Кормана, занимаясь рекламой нового фильма "Фон Рихтгофен и Браун" про немецкого лётчика-аса времён Первой мировой Манфреда фон Рихтгофена по кличке Красный Барон. Корману так понравилось то, что двадцатисемилетний Демме сделал, что он предложил ему придумать кино про байкеров — "Ангелы Ада".

Демме долго думать не стал и тут же написал сценарий под сильным влиянием фильма "Расёмон" Акиры Куросавы, перенеся действие в Америку и в байкерскую среду. У нас эта картина встречается под названием "Ангелы ада как они есть". Он же стал продюсером своего фильма, взяв режиссёром человека, который с ним работал на ниве телевизионной рекламы. Он потратил аж 700 000 долларов, но за год вернул почти половину затраченного.

В 1972 году он сделал ещё один фильм с тем же режиссёром Джоном Виолой  из жанра "женщины в тюрьме" под названием The Hot Box (каждый переводит как хочет). И после этого понял, что хочет сам быть режиссёром. Он начал снимать фильмы для студии Кормана. И это накладывало отпечаток на манеру. Это то, что называлось exploitation,  то, что больше всего принесло денег самому Корману.

Немудрено, что в первом режиссёрском фильме Демме Caged Heat 1974 года опять эксплуатировалась выгодная тема — "женщины в тюрьме". Можно, конечно, сейчас этот фильм назвать дешёвкой и не заметить. Только вот музыку для Демме написал сам Джон Кейл, а на гитаре там играет легенда белого блюза Майк Блумфилд (Paul Butterfield Blues Band). Нельзя также не отметить, что Демме в сценарий ввёл темы социальной ответственности, феминизма и либеральной политики. Отказавшись при этом от большого количества наготы и насилия, которые публика ожидала от таких фильмов, и снабдив кино серьёзной порцией сатиры.

Следующую картину — экшен-комедию "Чокнутая мама" (Crazy Mama) 1975 года — он просто спасал для студии Кормана после того, как уволили первого режиссёра. Саундтрек к ней был тоже хороший — там были, например, The Chordettes и Joe Bennett & The Sparkletones. Его последним фильмом для Кормана стала Fighting Mad с Питером Фондой в главной роли в 1976 году. Актуальная тема вечного противостояния гражданина с охреневшими от вседозволенности девелоперами, которые посягают на право собственности на недвижимость.

В 1977 году он уже перешёл на студию "Парамаунт", что отражало его повысившийся статус как режиссёра. Для начала он снял картину "Обращаться с осторожностью!"  Handle with Care. Но наше "видеотечное" название не отражает смысла этой комедии, потому что она построена на популярности некоей провинциальной радиосети, которая вещает на "гражданских" частотах. Она, кстати, сначала так и называлась: "Гражданская частота" Citizens Band. Фильм хорошо оценили критики, но в прокате он провалился.

Тогда он снял картину, которую студия выпустила очень осторожно в ограниченный прокат,  "Мелвин и Говард" (Melvin and Howard) 1980 года. Это была комедия, которую тем не менее критики приняли хорошо. Более того, исполнительница роли второго плана Мэри Стинбёрген получила за неё и "Оскара", и "Золотой глобус", а также награду нью-йоркских кинокритиков. New Yorker написал, что "режиссёр Демме лучше всех из американских режиссёров сегодня понимает средний класс Америки".

Казалось бы, тут ему должна была лечь фишка и пойти карта.

Но на следующей картине он связался с семейной парочкой — Голди Хоун и Куртом Расселом, — и картина "Дополнительная смена" (Swing Shift) пошла под откос. Фильм должен был стать кассовым хитом для Warner, но не стал из-за конфликта Демме с Голди Хоун, которая пыталась диктовать режиссёру её звёздное видение проекта. В результате картина вышла в 1984 году и провалилась.

Это сильно повлияло на планы Джонатана в большом кино. И он решил взять перерыв в Голливуде.

Он любил музыку, а музыканты давно уже уважали его. Не случайно он так внимательно относился к тому, кто пишет музыку к его фильмам, и к саундтрекам в принципе. Поэтому он снял классический в своём жанре фильм-концерт группы Talking Heads под названием Stop Making Sense. Когда картина шла по американским кинотеатрам, газеты писали, что люди танцуют прямо между кресел в кино.

Режиссёр начал заниматься музыкальным видео. Он снял ролик Крисси Хайнд из Pretenders вместе с группой UB40, который вошёл в сборник "То, что я называю музыкой" 1985 года.

Он снял небольшую картину "Дикая штучка" (Something Wild) с Мелани Гриффит и Джеффом Дэниэлсом в главных ролях. И это кино даже обрело культовый статус. А кроме этого её показывали на Каннском фестивале. Ещё она номинировалась по трём позициям на "Золотой глобус" в 1987 году. Музыку к нему написала жена Лу Рида Лори Андерсон и Джон Кейл. У фильма отличный саундтрек тут есть все модные на тот день команды, начиная с New Order, The Feelies и Fine Young Cannibals.

В промежутках он много снимал для телевидения, в частности для комик-шоу Saturday Night Live. Потом снял фильм-спектакль Сполдинга Грея Swimming To Cambodia и, наконец, комедию "Замужем за мафией" (Married to the Mob) 1988 года. Отличный фильм с Мишель Пфайффер и Алексом Болдуином. И что примечательно: музыку для неё написал Дэвид Бирн из группы Talking Heads. Саундтрек у неё тоже примечательный. Тут есть и Брайн Ино, и Крис Айзек, которого Демми много снимал в качестве актёра в эпизодических ролях на протяжении почти всей своей карьеры. Есть Шинед О’Коннор и опять New Order.

Получается, что в творчестве Джонатана Демме много комедий. Тем более это странно, что мировую известность, в том числе и в пределах Московского кольца, ему принёс жестокий и страшный фильм  "Молчание ягнят" (Silence of the Lambs). Он вышел в феврале 1991 года и при бюджете 19 миллионов долларов собрал огромную кассу — 272,7 миллиона. История каннибала и психиатра ФБР, которую написал Томас Харрис, поразила мир и профессионалов: впервые после "Полёта над гнездом кукушки" картина собрала все пять топовых номинаций "Оскара". Самое смешное в том, что Демме предлагал роль каннибала Лектера Шону Коннери, но тот отказался. Жалеет, наверное. Всю музыку написал для фильма Говард Шор, а сыграл Мюнхенский симфонический оркестр.

С таким успехом многие бы предпочли почивать на лаврах, но уже в 1993 году Демме снял один из первых в истории мейнстримных кинофильмов про гомосексуализм и гомофобию — "Филадельфия" (Philadelphia) с Томом Хэнксом и Дензелом Вашингтоном в главных ролях. За свою роль Том Хэнкс получил "Оскара". А Брюс Спрингстин — за песню Streets Of Philadelphia. Видеоклип на песню Джонатан снял вместе со своим племянником Тедом Демме.

В 1998 году Демме экранизировал повесть писательницы Тони Моррисон "Любимая" (Beloved) политически заточенный хоррор с Опрой Уинфри и Дэнни Гловером. И картина даже получила "Оскар" за работу художника по костюмам.

Делал он и документальное кино например, фильм про путешествие Джимми Картера в Палестину с промотуром своей книжки "Палестина: мир, а не апартеид". Это важно помнить, чтобы понимать, насколько Демме был социально и политически активен. Он постоянно участвовал в движении за свободу слова, снимал рекламные ролики либеральному движению "Народ за американский путь", организовывал бойкот Южной Африки (Сан-Сити) и снимал документалку "Мечты Гаити о демократии".

Попробовал он себя и в арт-хаусе, сделав фильм "Рэйчел выходит замуж" (Rachel Getting Married) в 2008 году, что принесло ему номинации "Оскара" и "Золотого глобуса". И даже в качестве театрального режиссёра, поставив пьесу "Семейная неделя" американского драматурга Бет Хенли (она, кстати, играла в качестве актрисы у Демме в фильме "Дополнительная смена") в 2010 году.

В 2013 году режиссёр уже дошёл до высокой драматургии Генрика Ибсена и снял фильм по пьесе норвежского классика "Строитель Сольнес" (Bygmester Solness), который в прокат вышел под названием Master Builder. Фильм практически не шёл в кино, и теперь его раздаёт Amazon.

Последним фильмом мастера стал "Рики и Флэш" (Ricki and the Flash)  трагикомедия 2015 года о девушке, которая бросила семью, чтобы стать рок-звездой. Настоящей трагедией в фильме стало то, что главную роль стареющей рокерши играет Мэрил Стрип. Она же и поёт несколько песен. На саундтреке звучат и профессиональные музыканты — The Winchester, Anarchist Bikers, The Memory Lane, The Rubix Cube, Люсинда Вильямс и Эмиллу Харрис.

У Демме было больное сердце, а потом к нему присоединился рак.

Вчера мастера не стало.

Ганнибал Лектер проливает скупую каннибальскую слезу.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции Life.ru

  • Популярные
  • По времени
Публикации
не найдены
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×
Скачайте в App Store
#Первые по срочным новостям!
Загрузите на Google Play
#Первые по срочным новостям!