Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
21 ноября 2017, 09:40

"И свет во тьме светит, и тьма не объяла его"

Журналист Андрей Бабицкий — о словах патриарха о конце света и почему их не стоит понимать буквально.

Фото © РИА Новости/Сергей Пятаков

Фото © РИА Новости/Сергей Пятаков

Не слишком почтительные шуточки, смешки, а то чего и похуже, адресованные патриарху, выступившему с проповедью о конце света, — это ожидаемая реакция. Наша антиклерикальная образованная и просвещённая публика, как известно, терпеть не может скрепы и назойливые попытки всяких там церковников кого-то вразумлять. Тем не менее все эти "ха-ха" не могут заглушить звучания пастырского слова — Кирилл высказал вещи, крайне важные для религиозного самочувствия русских людей, и мы поговорим на эту тему.

Если брать предмет проповеди в целом, то ничего крамольного высказано не было. Конец времён предсказан и грядёт, что означает, что каждый день неумолимо приближает нас к апокалипсису. О сроках никому не ведомо, о чём неоднократно упоминается в Священном Писании. Собственно, патриарх, естественно, никаких дат не называл, указав лишь на то, что наше время полнится событиями, в которых сложно не увидеть примет конца света.

Толкование аллегорий Иоанна Богослова — дело неблагодарное и уж точно неисполнимое в пределах журнальной колонки. Скажу лишь, что плотность разнообразных катастроф, природных катаклизмов, войн в течение последних десятилетий и впрямь ощутимо возрастает, но главное отличие периода, который должен стать прологом последней схватки сил добра и зла, — это катастрофическое падение нравов. Глава Православной церкви, думаю, может взять на себя бремя ответственности за оценку состояния тех ценностей, которыми жива христианская цивилизация, поскольку в сегодняшнем мире только православие остаётся хранителем изначальных нравственных истин — таких, какими они формировались в лоне Церкви, освобождаясь с течением времени от всего наносного.

Другие христианские конфессии так или иначе оставили оберегаемые рубежи, сдав их идеологам культа торжества человеческой самости. То, что сторонникам традиции сегодня сложно найти поддержку в католической, а уж тем более протестантской среде, не требует никаких доказательств. Верующие люди на Западе вынуждены выживать поодиночке, их духовный поиск — это блуждание во враждебном и сбивающем с пути на каждом шагу окружении.

Конечно, не стоит ожидать, что Армагеддон случится завтра или послезавтра, хотя христианин должен быть готов каждое мгновение своей жизни предстать перед Господом и ответить за все прегрешения. Никто не знает отпущенных ему дней. Однако патриарх предлагает подготовиться к тяжёлым временам, к противостоянию тому сумраку, который сгущается над человечеством. И мне его подход кажется критически пронзительным и важным. Что предлагает Кирилл? Его рецепт предельно прост и необычайно сложен в одно и то же время. "Все люди, которые любят родину, должны быть вместе", — говорит он, и невольно возникает вопрос, не является ли эта идея простой фигурой речи. В конце концов, совет сплотиться перед лицом угрозы — это общая, довольно абстрактная и очень обычная рекомендация, которой вас могут одарить на каждом углу люди куда менее продвинутые, нежели предстоятель Русской православной церкви.

В этой идее, конечно же, есть глубина, связанная с представлением о том, что сплотиться люди могут именем России, любовью к ней, осознанием того, что её история, культура, неутраченная вера в Бога — это всё те спасительные дощечки, держась за которые есть шанс не потонуть во время мировой бури. Традиция, охраняемая Россией, выплывает из темноты, непогоды, грохота волн, как корма корабля, который единственный остался на плаву и продолжает уверенно пробиваться сквозь воды. Спасение поодиночке — удел святых и праведников, которым Господь дарует нечеловеческие силы для того, чтобы пройти испытания. Обычному человеку требуется войти в соприкосновение с ближними, ощутить их любовь, самому черпать силы в готовности к самопожертвованию и помощи, и Россия в проповеди патриарха Кирилла — это и есть та общая купель, приобщившись к которой мятущиеся души могут обрести уверенность и покой.

Это одновременно и путь национального возрождения, и дорога спасения перед "сползанием в бездну", как выразился патриарх. Государство, православие, народ — триединая формула, которая сегодня становится залогом не просто выживания, но и новой цельности, ясности понимания идеи Бога о России и нас. Христос должен прийти, когда силы человека окончательно иссякнут и он полностью покорится злу. Именно этот момент, а вовсе не приход Спасителя предлагает максимально оттянуть Кирилл. Человек, как Божье творение, не должен проиграть, и, возможно, у России есть шанс выйти победительницей из брани против духов злобы поднебесной. А как сказано, даже два праведника могут спасти землю.

А значит, у русских людей будет возможность замолвить слово за всех, не только за собственные грешные души. И все спасутся. Такая вот проповедь патриарха.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar