Увидеть собственные уши, или Как Украине стать членом НАТО
Журналист Андрей Бабицкий — о том, почему, несмотря на все заверения Киева, вступление Украины в НАТО — не более чем фантазия.
Похоже, Украине удалось одержать очередную победу, практическое значение которой сводится к нулю, однако будет странно, если Киев не заявит или уже не заявил о грандиозном прорыве в отношениях с Западом и стремительном продвижении по пути евроатлантической интеграции. Официально одобрен курс Украины на вступление в НАТО, о чём говорится в заявлении, размещённом на сайте самой организации. Сказать, что Украина всё так же далека от вступления в Североатлантический альянс, несмотря на то что приоритетность этой задачи закреплена на законодательном уровне, — значит не сказать ничего. Скорее, последние 4 года сделали натовские перспективы страны настолько призрачными, что никакого украинского членства в оборонном союзе в обозримой перспективе просто не просматривается.
Дело даже не в том, что страна находится в состоянии территориального конфликта. Распространённый аргумент о том, что в НАТО не принимают страны с такими проблемами, является ложным. Нигде в уставе организации подобные ограничения не прописаны. Более того, некоторые члены союза — такие как Греция, Турция, Хорватия — имеют территориальные претензии друг к другу и к соседям, что отнюдь не помешало альянсу гостеприимно распахнуть перед ними двери.
Коррупция и бардак тоже не являются непреодолимыми препятствиями. Есть прецеденты, когда с этим у вступивших стран было тоже далеко не всё в порядке, но политическая целесообразность решения о принятии новых челнов легко перевесила сомнения в несоответствии новичков стандартам демократии. Так что даже в самом разобранном виде Украина в принципе могла бы попасть туда, куда её руководство так страстно мечтает её пристроить.
Немного истории: в 2008 году Киев подал заявку в организацию, которая была целиком одобрена и поддержана США, о предоставлении плана действий по подготовке к членству, который является основным механизмом на пути ко вступлению в НАТО. В апреле на саммите в Бухаресте Украине и Грузии пообещали, что их просьбы будут рассмотрены в декабре. Но в установленный срок случилась непоправимая и малообъяснимая катастрофа — Франция и Германия заблокировали обсуждение этого вопроса, и только в 2017 году он вновь был поднят Петром Порошенко во время его посещения Грузии. Лидер Украины объявил в Тбилиси, что будет вести переговоры, но даже не с руководством НАТО, а почему-то с с грузинским руководством об искомом плане.
О причинах странного поведения Франции и Германия стало известно из депеши, опубликованной на сайте WikiLeaks под названием "Германия против ПДЧ и дополнительных войск для Афганистана", в которой некий секретный источник информирует Вашингтон о том, что именно немцы убедили других участников альянса не рассматривать поданные заявки, опасаясь негативной реакции со стороны России.
С тех пор ситуация для Украины изменилась в худшую сторону — и изменилась кардинально. Устав не обязывает НАТО непременно использовать военную силу для защиты своих членов, но всё же прямо указывает на необходимость "восстанавливать и поддерживать безопасность" в регионе, на который распространяется юрисдикция альянса, теми методами, которые будут сочтены сообразными обстоятельствам. Не исключая при этом и инструменты военного характера.
Украина, принявшая так называемый закон о деоккупации Донбасса, без малейших сомнений назвала Россию страной-агрессором, захватившим и удерживающим под собственным контролем часть её территории. Законодательный акт, поданный украинским руководством как гениальный ход по противодействию российской агрессии, на самом деле похоронил и без того малоосновательные мечты. Киев этим законом перекрыл себе все дороги, ведущие к желанному членству, поскольку альянс не намерен вступать с нашей страной в прямое столкновение в ходе какого-либо конфликта. В косвенное — на той же Украине или в Грузии — сколько угодно, но в прямое — ни при каких обстоятельствах, поскольку концепция ядерного сдерживания исключает прямой силовой контакт между странами, обладающими ядерным оружием.
Да и оценка Западом войны в Донбассе как конфликта, в котором так или иначе задействована Москва, недалеко ушла от концепции, положенной в основание украинского закона. Только если Россия окажется исключена из списка участников донбасских событий, перед Украиной могут забрезжить — чисто теоретически — перспективы обретения в каком-нибудь отдалённом будущем желанного членства. А это условие сейчас кажется принципиально невыполнимым.
Есть и другие, менее существенные, но также весьма устойчивые преграды. Для решения о вступлении нужно согласие всех без исключения членов альянса, а у Украины в последнее время обнаружились весьма серьёзные проблемы с Венгрией, Польшей и Румынией из-за закона об образовании. Соседи сочли, что Киев ввёл дискриминационные ограничения на полноценное изучение этническими меньшинствами родного языка. В связи с этим Венгрия объявила, что будет тормозить продвижение страны, принимающей такие законы, в Европу на всех возможных направлениях, и выполнила своё обещание, заблокировав проведение саммита Украина — НАТО.
В аналогичной ситуации находятся и другие "страны-аспиранты" — такова их натовская классификация. Это Грузия и Молдова, также считающие себя жертвами российской военной агрессии. Москва неоднократно заявляла, что будет всячески противиться расширению НАТО на Восток. Надо полагать, что если в 2008 году из-за боязни, что Россия отреагирует негативно, было провалено решение о предоставлении заявителям ПДЧ, то сейчас, после послания Владимира Путина, подобные опасения должны были лишь возрасти.
Поэтому, если в запланированном графике действий натовской бюрократии значилось "одобрить курс Украины на вступление в НАТО", это было сделано. Шаг чисто технический, не предполагающий никаких организационных последствий. Ну вот просто похвалили, дружески потрепали по плечу, выдали памятную медаль, умело скрученную из фольги. Но Киев, конечно же, сделает вид, что ему как знак признания его великих достижений даровали настоящий орден. Ему не в первый раз выдавать дешёвые побрякушки, коими его иногда балуют западные кураторы, за полноценные награды.