Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
17 апреля 2018, 11:36

Что не так с блокировкой Telegram?

Вслед за "Телеграмом", который был заблокирован в России 16 апреля, чёрная метка от российских чиновников отправилась в "Фейсбук". Марка Цукерберга предупредили, что его детище либо выполняет требования российского законодательства, либо покидает Россию. И речь не о соблюдении российского законодательства, а о российском суверенитете в Интернете, что гораздо важнее.

Коллаж © L!FE. Фото ©  Shutterstock Inc

Коллаж © L!FE. Фото ©  Shutterstock Inc

С "Фейсбуком", глава которого Марк Цукерберг несколько дней назад в течение многих часов отчитывался перед американскими политиками, диалог всё ещё ведётся. Видимо, дело в том, что американский цифровой гигант, имеющий реальный опыт контакта с властями разных стран, не встаёт в героические позы для того, чтобы пафосно и с надрывом высказать несколько тупых банальностей. Кроме того, в "Фейсбуке" заинтересованы на российском рынке рекламы, а Павел Дуров не умеет заглядывать на несколько ходов вперёд и потенциально огромный рекламный рынок каналов в своём мессенджере загодя задушил. Видимо, он думает, что в Малайзии и Иране он получит с рекламы гораздо больше, чем с богатых жителей Москвы и Петербурга (основная аудитория "Телеграма" в России приходится именно на столицы).

Однако речь не о "Телеграме", бес с ним, кому надо, запреты уже обошли, это ведь провайдерам запретили доступ предоставлять, а не абонентам запретили пользоваться. Речь о цифровом суверенитете. И разговор это очень сложный, поскольку действия наших госорганов, неуклюжие по сути, приносят кое-какую фактическую пользу.

Вопрос цифрового суверенитета в настоящее время решается в мире всего в трёх странах. Возможно, как-то задачу решают ещё и в Индии, но я бы хотел поговорить о Китае, России и США.

Решение по-американски. Большинство глобальных интернет-компаний либо зарегистрированы в США, либо в США же и появились, либо так или иначе заинтересованы в работе в США и поэтому подчиняются законам США. В связи с этим наш Евгений Касперский по первому свистку отправляется в американский парламент и пытается доказать, что он ни в коем случае никак не влиял на американские выборы, а его программы не несут угрозы национальной безопасности США. Задача выполнена.

Решение по-китайски. Раз монголы на нашу большую каменную стену не обратили внимания, а японцы вообще приплыли воевать нас с моря, значит, идея стены себя оправдала и мы построим великий китайский файрвол. В Китае, как и в России, запреты на посещение иностранных порталов можно обойти, но китайцы не спешат эту стену обходить, потому что она им не нужна, у них есть свой китайский Интернет, где своих "фейсбуков" и "телеграмов" — как чудес за баней.

Решение по-российски. Мы будем требовать соблюдения нашего законодательства у компаний, которые не подчиняются нашим законам и находятся вне нашей юрисдикции. Блокировки будем проводить не глобальные, а станем резать хвост по частям, чтобы к моменту глобального огораживания все — от мала до велика — уже умели обходить все ограничения.

Скажу честно, российское решение нравится мне меньше всего. Притом что в России как раз есть возможность прекрасно совместить и китайский, и американский опыт. Россия — единственная страна в мире, за исключением Китая, где внутренние порталы популярнее иностранных.

У нас есть и "Яндекс", и "ВКонтакте", и "Одноклассники", и Mail.ru, и огромное количество других локальных сервисов. Попробуйте найти что-то подобное во Франции, Германии или любой другой стране. Единственный элемент их цифрового суверенитета — перевод американских сервисов на язык страны пребывания и местные СМИ.

Мы имеем стену сродни китайской благодаря нашему великому и могучему русскому языку. Я не шучу. Любой западный разработчик при виде кириллицы имеет эпилептический припадок и истерику. При этом наши программисты и разработчики английского совершенно не боятся и не стесняются. То есть мы можем осуществлять и поддерживать экспансию отечественных продуктов за границу и создавать неудобства иностранным интервентам внутри страны. В этом нет ничего плохого: все страны поддерживают своего производителя и репрессируют производителя чужого, мы же в капитализме и рыночной экономике — это норма.

Может быть, наши чиновники заняты изучением "выгодной" изоляции России? Я не знаю. Мне не кажется, что это так. Ощущение складывается, что они пытаются сделать то, что нужно было делать лет 10–15 назад. Тогда мы бы имели примерно китайский Интернет и возможность мощной экспансии на Запад.

Сейчас же, думаю, логичнее было бы репрессии проводить жёстче и решительнее, без всякого сюсюкания с различными Павлами Дуровыми, а внутри России активно, агрессивно и напористо готовить почву для появления собственной Силиконовой долины.

"Сколково" не получилось, давайте откровенно, там только Пономареву за лекции платят миллионы и внимательно слушают Алекса Лесли. С "Иннополисом" в степях Татарстана тоже что-то не очень заладилось. Надо пробовать что-то новое, настоящее и без экономических интересов секс-гуру и глупых опальных депутатов.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров