Крым окончательно воссоединился с Россией
Журналист Андрей Бабицкий — о том, почему строительство Крымского моста по значимости можно сравнить с покорением космоса.
Фото: © РИА Новости / Алексей Дружинин
Едва ли Владимир Путин, стронув с места многотонный КамАЗ и произнеся при этом традиционное "Поехали!", вспомнил в этот момент о старой советской песне, посвящённой первому полёту в космос Юрия Гагарина. Просто так принято в России — запускать любое важное начинание именно этим словом, без лишней патетики. Но параллель кажется уместной, ибо открытие Крымского моста — это одно из ключевых событий в истории России, так же как и покорение космоса для СССР.
Сегодня произошло окончательное воссоединение Крыма с Россией — и символически, и по факту большей доступности материка для жителей полуострова, и наоборот. Будучи отделён от материковой России водной преградой, Крым во время штормов оказывался иногда на несколько дней почти полностью закрыт для сообщения. Нет, конечно оставалась возможность переброски грузов и людей по воздуху, но психологически этот трудоёмкий и дорогостоящий способ транспортировки сближал крымчан с жителями далёких и труднодоступных российских уголков где-нибудь на Дальнем Востоке или в Сибири. Не всякий среднестатистический гражданин, которому необходимо было по срочным делам выбраться в Россию, мог позволить себе купить себе весьма недешёвый билет на самолёт, когда непогода останавливала паромное сообщение через Керчинский пролив.
А теперь Крым окончательно стал Россией, поскольку связан с ней действующей при любых погодных условиях транспортной артерией. С моста Россия как бы распахнута в обе стороны — и в глубину полуострова, и через Краснодарский край на всю страну. Всё, отныне мы единое и неразрывное целое. Поехали!
На удивление скромной оказалась процедура открытия моста — ни многотысячного митинга с транспарантами, ни гигантской толпы репортёров, ни счастливых крымчан, забрасывающих президентский кортеж цветами. Да и кортежа не было. Короткий рабочий разговор перед проездом по мосту, а дальше — президент за рулём головного грузовика, рядом с ним в рабочих робах руководители стройки. Загорается зелёный свет и надпись на электронном табло "В добрый путь", и колонна КамАЗов начинает движение. Сдержанно, лаконично, без всякой роскоши и театрализованного шоу, которое, кстати, вполне могло бы смотреться вполне уместно.
Но лучше так, не отвлекаясь. Ведь мост сам по себе впечатляет, завораживает своими красотой и масштабом. Уверен, что каждому, кто следил за процедурой открытия, хотелось сказать: "Мы это сделали". А многие именно это и произнесли. Мы не посвящены в те технологические проблемы, с которыми пришлось столкнуться при сооружении этого архитектурного чуда, но на протяжении нескольких лет вовсе не фрики и лжеэкперты, а серьёзные учёные, специалисты в области мостостроения в эфире украинских телеканалов один за другим рассказывали о том, почему мост не может быть построен ни при каких обстоятельствах. Сваям не на чем держаться, там то ли плывучие, то ли разные грунты, штормы разобьют опоры и т.д. Я помню все эти заключения, которыми нас беспрестанно бомбардировали.
И я верю, что люди искренне предупреждали строителей даже не пытаться возвести то, что возвести невозможно. Но оказалось, что политическая воля, упорство, инженерный и архитектурный гений способны справиться со всеми проблемами. Крымский мост стоит и уже действует наперекор всему — стихии, законам физики, санкциям, непрекращающимся требованиям вернуть полуостров Украине. С его помощью Россия дала окончательный подвела финальную черту в дискуссии "чей Крым?" Он наш навеки.
Кроме прочего, сегодня от Крыма, как от финишной прямой, начала отсчитывать себя вся остальная Россия. Произошло это тогда, когда, выступая на праздничном мероприятии, Владимир Путин заявил, что проекты, подобные Крымскому мосту будут реализовываться по всей стране. Мост сразу стал символом прорыва — технологического, финансового, архитектурного. Россия показала, как она умеет мобилизовывать ресурсы, когда хочет позаботиться о собственных людях, годами живших в условиях разрухи.
Туристов, правда, немного жалко. На побережье в предыдущие годы можно было легко отыскать пустынные пляжи с редкими вкраплениями человеческих фигурок. Это было спасением для тех, кого раздражает многолюдье. Думаю в этом году найти уединённое место будет уже не так просто, а в следующих и подавно. Но зато мост даёт надежду на то, что чудовищные крымские цены хотя бы немного понизятся, поскольку доставка товаров теперь будет обходиться намного дешевле, а возросший поток туристов вдохновит крымчан чуть улучшить сферу обслуживания, которая по многим параметрам все ещё принадлежит прежним, дороссийским временам. Я знаю, о чём говорю, поскольку бываю на полуострове ежегодно в течение 15 последних лет.