Забирайте свои деньги и уматывайте, или Как Лондон помогает России
Роману Абрамовичу не продлили британскую визу. Как сообщает The Bell, предыдущая виза предпринимателя истекла больше трёх недель назад. По словам источника издания, новую ему пока не выдали, хотя официального отказа в выдаче не было, документы продолжают рассматриваться.
Трудно сказать, как долго продлится эпопея с выдачей визы, однако первые негативные эмоции уже проявились: Абрамович не смог присутствовать на финале Кубка Англии, где его "Челси" одержал победу над клубом "Манчестер Юнайтед".
Стоит отметить, что Абрамович не находится в каких-либо санкционных списках Запада, постоянно расширяющихся в последние годы за счёт российских предпринимателей, которых там считают лицами, особо приближёнными к российской власти.
К слову, Абрамович всё же фигурирует в т. н. Кремлёвском докладе, составленном Министерством финансов США в соответствии с принятым летом прошлого года законом "О противодействии противникам США посредством санкций". Впрочем, американские официальные лица не раз подчёркивали, что попадание в этот список не означает автоматического попадания под санкции, однако это является сигналом того, что "поддержка" политики российских властей этими людьми может не остаться безнаказанной.
При этом сам Абрамович давно избавился от основных российских активов, которые можно было бы назвать влияющими на положение дел в стране, например, от долей в "Аэрофлоте", "Сибнефти", "Русском алюминии", "Иркутскэнерго" и Красноярской ГЭС.
Возможно, именно поэтому его до сих пор и не трогали. Но есть и другая причина, по которой на Абрамовича не поднималась рука именно у Лондона, — он давно является не только фактическим жителем этой страны, но и одним из наиболее интересных и перспективных инвесторов в британскую экономику. Одним из самых известных активов является уже упомянутый футбольный клуб "Челси", который предприниматель приобрёл за £140 млн ещё в 2003 году.
Известно, что у Абрамовича, помимо футбольного клуба, в Великобритании имеется множество активов, среди которых доля в компании сотовой связи Truphone, в производителе золота Highland Gold, производителе синтетического жидкого топлива Velocys, в разработчике электрических элементов AFC Energy.
Кроме того, Абрамович приобрёл в этой стране особняк в Кенсингтоне стоимостью $200 млн долларов, виллы стоимостью £28 миллионов в Западном Суссексе, пентхаус за £29 миллионов в Кенсингтоне, 5-этажный особняк в Белгравии за £11 миллионов, шестиэтажный коттедж в одном из самых фешенебельных районов британской столицы — Найтбридже — за £18 миллионов.
Абрамович занимает 13-ю позицию в списке самых богатых жителей Великобритании. Как можно обложить санкциями такого человека? В России на эту тему есть пословица про резню кур, несущих золотые яйца.
Отмечу, что никаких санкций на Абрамовича пока никто не накладывал. Пока просто затянули процесс выдачи визы. Это неприятно, но не смертельно.
Впрочем, задача тут вовсе не в том, чтобы причинить Абрамовичу моральные страдания от непопадания на финал Кубка Англии, а в том, чтобы подать сигнал. И не только ему. А всем, кого подозревают в связях с Кремлём. Сигнал того, что это только начало.
Так почему Абрамовича никто не "трогал" до сих пор? Потому что он слишком ценен для Британии во всех смыслах. Почему "тронули" сейчас? Потому что это уже финальная черта, последний звоночек, говорящий о том, что, раз Москва не идёт на уступки Западу, Лондон готов к крайним мерам.
Напомню, после инцидента с отравлением Скрипалей власти Британии заявили, что начнут преследовать российские активы "сомнительного происхождения". К слову, действительно крупнейшие в мире офшоры принадлежат Британии: Каймановы острова, Бермуды, Гибралтар, остров Мэн и там хранят деньги далеко не только россияне. Однако эта мера, очевидно, направлена именно против российских активов и не коснётся, к примеру, активов арабских шейхов или колумбийских наркобаронов, которые не менее сомнительны.
Кроме того, Тереза Мэй пригрозила заморозить государственные счета России, если будет доказана их возможная угроза для жизни и имущества британских граждан.
Вопрос в том, кому они делают хуже, лишая свою же страну перспективных инвестиций?
Конечно, только себе. Попутно работая на Россию, вынуждая российский бизнес возвращаться домой, уводя свои капиталы. Которые, вместо того чтобы работать на британскую экономику, будут работать на Россию.
Другой вопрос в том, а есть ли у них выбор? С делом Скрипаля Лондон наглядно продемонстрировал, что готов идти на беспрецедентные меры, стремясь доказать своим вашингтонским "партнёрам" (или хозяевам), что готов стать в авангарде новой холодной войны против Москвы.
Назло бабушке отморожу уши.