Защита персональных данных? Нет, не слышали

Защита персональных данных? Нет, не слышали

Фото: © РИА Новости / Рамиль Ситдиков

3855
Отечественный поисковик "Яндекс" продолжает невольно проводить краш-тесты на безопасность глобальных и региональных цифровых гигантов. После того как под рентген попали документы Google, выяснилось, что наши персональные данные как-то не слишком хорошо защищены в РЖД и Сбербанке. Там это, конечно же, опровергают.

Вчера вечером занялся очередной цифровой скандал, оказалось, что поиск "Яндекса" проиндексировал некие служебные страницы порталов Сбербанка и РЖД и личные данные неопределённого круга лиц стали доступны всем желающим. В итоге администраторам скомпрометированных порталов пришлось вручную прописывать настройки в robots.txt (эта страничка регулирует поведение поискового робота Яндекса и других систем на портале) и при следующем обходе роботом порталов поисковая выдача, ранее содержавшая документы с персональными данными, обнулялась. Сбербанк даже поспешил выступить с опровержением того, что личные данные его клиентов просочились в Сеть.

Пришлось проверить опровержение опровергающих, и следует отметить, что опровержение Сбербанка опровергает сообщение о сливе персональных данных лишь частично. То есть действительно, на представленном скрине (он ниже) нет всех банковских данных клиента, подвергающих опасности его счёт в целом, но персональные его данные хотя бы частично раскрыты. Мы знаем, как его зовут, и знаем, что он покупает, и знаем номер его счёта в другой компании. Не так уж и мало. А мало ли кто где и что покупает? Тут ведь можно попасть в схему, которую в своё время описывали герои фильма "Карты, деньги, два ствола".

<p>Скриншот © L!FE</p>

С РЖД всё гораздо хуже, там в открытом доступе оказались заодно и паспортные данные клиентов — помимо информации о том, куда они едут, во сколько и с какого вокзала. Очень неприятная история, в которой отдельно хочется привязаться к Сбербанку.

<p>Скриншот © L!FE</p>

Вот 6 июля, меньше двух недель назад, Герман Греф заявляет, что никакие персональные данные клиентов в облачных хранилищах или других публичных сервисах не хранятся. А наступает 16 июля, и оказывается, что некоторые данные, персональные, всё-таки хранятся не очень. Из рук вон плохо они хранятся, говоря честно.

Тут следует сделать важное отступление. Не "Яндекс" слил или обнародовал или открыл доступ к персональным данным клиентов РЖД и Сбербанка. А некоторые СМИ это именно так изображают. На самом деле айтишники Сбербанка и РЖД каким-то особым образом умудрились забыть про поискового робота "Яндекса" и не добавили на страницы, которые никому не должны быть видны, специальных отметок, запрещающих индексацию поисковыми роботами. В самом простом случае это выглядит так: "<noindex>Герман Оскарович Греф</noindex>". Если использовать этот HTML-тэг, поисковые роботы пройдут мимо информации, расположенной внутри метки.

Таким образом можно пометить не одну строку, а целые страницы или блоки страниц. Правила использования этой метки, или тега (как вам удобнее), должны прописываться в мануале портала Сбербанка, как заповеди в Библии. Они должны быть и нерушимыми, и невозможными к нарушению.

Но одно дело — возить на экономические форумы какого-то карманного кришнаита и духовного учителя, а совсем другое дело — всерьёз воспринимать те слова, которые постоянно произносишь сам, вроде всех этих аджайлов, агилити, секьюрности и диджитола. Это не заклинания и не мантры, от того, что их произносишь, сервис лучше не становится. Точно так же, как от скупки видеокарт оптом не становишься немедленно круче Apple или Microsoft, просто у тебя на складе появляется много видеокарт.

Мне, знакомому с секьюрностью, строго говоря, понаслышке, просто непонятно, как можно хотя бы часть данных клиента (любого) оставлять в открытом доступе. Что мешает вообще все персональные данные отправить в интранет, чтобы внешние приложения, доступные или недоступные для индексации, только обращались к этому интранету, через генерацию одноразовых паролей и исключительно после верификации процесса и удостоверения в том, что этот процесс пройдёт в защищённом режиме.

В этом смысле вахтёрша в женском студенческом общежитии, в которое я как-то пытался проникнуть в годы бурной молодости, знакома с секьюрностью покруче Грефа. "Нет у тебя, милок, пропуска, не живёшь ты тут, а в гости после 22 не пущу. И Олю твою не позову, ей спать пора", — говорила мне та вахтёрша. То есть вахтёрша отклоняла запрос извне во внутреннюю систему, потому что запрос (в смысле я) не прошёл процесс верификации (в смысле не предъявил документов) и не выдавала информацию неверифицированному субъекту (в смысле Олю).

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции Life.ru

  • Популярные
  • По времени
Публикации
не найдены
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×