Регион

Уведомления отключены

17 октября 2018, 16:22

Геополитика раскола: Москва должна стать единым центром православия

"Бывает нечто, о чём говорят: "Смотри, вот это новое", но это было уже в веках, бывших прежде нас", — эти слова Екклесиаста первое, что приходит на ум по поводу нового конфликта Московского и Константинопольского патриархатов.

Фото: © РИА Новости/Алексей Дружинин

Фото: © РИА Новости/Алексей Дружинин

Наносить удар в спину русским собратьям для турецкоподданных патриархов — дело привычное ещё как минимум с начала прошлого века. Тогда Константинопольский патриархат, воспользовавшийся бедственным положением Русской церкви после революции 1917 года, прямо поддержал обновленцев и их антиканонические реформы в России, самочинно перевёл в своё подчинение греческие приходы в Северной Америке, ранее находившиеся в ведении Московского патриархата, и наконец решил даровать автокефалию Польской церкви, тогда подчинявшейся Москве.

Именно по этому случаю в Константинополе с подачи польских светских властей впервые "вспомнили", что передача в 1686 году Киевской митрополии Москве якобы была произведена незаконно. А раз эта митрополия окормляла православных Речи Посполитой, то новая польская церковь якобы становилась её наследницей. Каноническая справедливость была восстановлена только с появлением советских солдат на улицах Варшавы. После Второй мировой войны поляки получили законную автокефалию уже от Московской патриархии.

История с географией

Фото: ©РИА Новости/Стрингер

Фото: ©РИА Новости/Стрингер

Эту историю стоит почаще вспоминать тем авторам, которые пишут о нынешнем противостоянии как о чём-то беспрецедентном. Уже в 90-е годы Русская церковь разрывала евхаристическое общение с Константинополем из-за посягательств последнего на Эстонию. Спор впоследствии завершился компромиссом. Пётр Порошенко же, имя которого, как сообщили ему 16 октября экзархи Константинополя, "вписано золотыми буквами" в историю православия на Украине, прямо повторяет манёвр Пилсудского. Президент "демократической" Украины идёт на выборы под лозунгом "Армия, язык, вера" — вполне в духе восточноевропейских диктаторов начала прошлого века.

Сейчас ему жизненно необходим томос, как когда-то безвиз и "джавелины". Смысл этих волшебных слов украинский обыватель вряд ли осознаёт, но в духе совсем не православной, а вполне языческой примитивной веры убеждён, что они-то принесут ему удачу и долгожданную победу над "страной-агрессором". Однако никакой томос, которого пока и не было, не заменит того, чего на Украине и в самом деле не хватает, — мозгов.

Те, у кого они есть, недоумевают. Кому всё-таки верить? Ведь уже был константинопольский томос 1924 года, по которому территория нынешней Западной Украины отдавалась Польской церкви. Теперь создаётся некая "поместная церковь". Если речь идёт о восстановлении той самой Киевской митрополии XVII века, как это интерпретирует, например, известный украинский автокефалист митрополит Александр (Драбинко), то какие основания выходить за её границы, охватывавшие земли нынешних Западной Украины, Польши и Белоруссии?

Это Московская патриархия подчинила Киевскому митрополиту территории, входящие в состав нынешней Украины. Раз переход Киева в подчинение Москвы был "незаконным", то почему законным является подчинение Киеву этих епархий?

Такая естественная постановка вопроса явно не работает на пользу единства Украины. Равно как и то, что процесс создания "поместной церкви" ведёт к разрыву последних символических связей, которые объединяли Украину с восставшими республиками Донбасса и Крыма. Ведь они в любом случае предпочтут остаться в лоне Московского патриархата.

Большая геополитика

Пётр Порошенко и Филарет Денисенко. Фото: © Facebook/ Патріарх Філарет

Пётр Порошенко и Филарет Денисенко. Фото: © Facebook/ Патріарх Філарет

Зато это позволяет разорвать последние связи с Россией. И тем, кто осуществляет этот план, на конституционную целостность Незалежной — плевать.

После выхода Украины из всех возможных объединяющих Москву и Киев структур, даже полуживого СНГ, лишь поминовение московского патриарха, иногда тайное, объединяло две страны. Теперь эту связь рвут, причём очень грубо и нагло. Неожиданное "снятие" анафемы с Филарета Денисенко, руководителя раскольничьего Киевского патриархата, сразу после визита последнего в США выдаёт кураторов с головой. Впрочем, для церкви, которой в середине прошлого века просто навязали патриарха из Вашингтона, прилетевшего на личном самолёте президента Трумэна, — ничего необычного.

На Украине телодвижения Константинополя, естественно, приведут не к преодолению разделения, о чём лицемерно вещают греки, а к морю крови. Каноническая церковь станет гонимой. Под угрозой окажутся храмы и монастыри, важнейшие святыни и обе лавры: Киево-Печерская и Почаевская. Порошенко уже передал с барского плеча Константинопольскому патриарху Варфоломею Андреевскую церковь в Киеве, где гнездились раскольники из УАПЦ. Что ему помешает отдать Киево-Печерскую лавру, которая формально находится в собственности украинского государства? О том, что на внутреннем фронте скоро будет жарко, свидетельствует и то, что небезызвестный Дмитрий Ярош уже снял два батальона националистов с передовой и отправил бороться с "московской агрессией" внутри страны.

Объединительный съезд, скорее всего, проведут, но вряд ли он объединит даже всех раскольников. Впрочем, строптивый Филарет Денисенко, который хочет быть только патриархом, а не митрополитом, как его чествует Константинополь, всегда может стать жертвой "агентов ГРУ" или сердечного приступа.

Кстати, на Украине вряд ли остановятся. Чисто теоретически патриарх Варфоломей мог бы вспомнить о том, как в 1829 году Русской церкви перешли епархии современной Кишинёвской митрополии, до этого находившейся в подчинении у Константинополя. В попытках отколоть Молдавию можно было бы найти союзников в лице Румынской церкви, уже имеющей в этой стране свою параллельную религиозную структуру — Бессарабскую митрополию. Сложнее с Белоруссией, но попробовать предпринять дипломатические усилия могут и на этом направлении.

Ящик Пандоры

Фото: ©РИА Новости / Григорий Василенко

Фото: ©РИА Новости / Григорий Василенко

25 ноября 2018 года предстоятель Русской православной церкви патриарх Кирилл и Константинопольский патриарх Варфоломей приглашены на освящение нового кафедрального собора столицы Румынии. Но совершенно ясно, что сослужить вместе они не смогут. Уже через месяц с небольшим Румынской церкви — кстати, второй по количеству прихожан после РПЦ — придётся ясно и чётко выбирать сторону. А дальше наступит черёд и всех остальных. Плюс разделение пройдёт и через местные синоды и среди рядовых верующих, где консерваторы предсказуемо выберут сторону Москвы.

Пока наибольшую озабоченность действиями Константинополя выразили в Сербии. Оно и понятно. Синод Константинопольской патриархии обосновал свои действия на чужой канонической территории не только аргументами, что она ему не совсем чужая, но и своей любимой теорией об исключительном праве вселенского патриарха судить споры внутри других церквей.

Теперь, в принципе, любой раскольник может обратиться в Стамбул и получить просимое, если это в интересах покровителей хозяев Фанара. Почему Филарету можно, а ему нельзя? А в Сербской православной церкви два таких раскола — в Македонии и Черногории. Причём черногорский правитель Мило Джуканович не прочь использовать у себя украинский опыт. В рамках натовской политики поглощения исторических сербских земель по кусочкам расколоть и Сербскую церковь по украинскому сценарию было бы вполне логично. Ну а дальше — аппетит приходит во время еды.

Что дальше?

Фото: ©РИА Новости/Сергей Пятаков

Фото: ©РИА Новости/Сергей Пятаков

Есть ли из нынешнего кризиса выход? С одной стороны, решения Синода Русской православной церкви от 15 октября, несмотря на внешнюю жёсткость, оставляют поле для манёвров церковной дипломатии. Константинополю дают шанс одуматься. Уже приходят новости из Александрийской патриархии, что именно её предстоятель может попытаться выступить в качестве посредника на таких переговорах. Высокопоставленные чиновники и бизнесмены, регулярно посещающие Афон и оставляющие там немалые пожертвования, — ещё один канал коммуникации с Константинополем и рычаг влияния на монашескую республику, а через неё — на Фанар.

Наконец, нельзя забывать о предложении Антиохийского патриархата созвать Собор предстоятелей поместных церквей, который бы обсудил вопрос предоставления автокефалии. Самое место, чтобы обсудить и осудить поведение Константинополя. Но даже без Собора нынешний кризис даёт основания Русской церкви заявить о себе как об оплоте традиционного православия и защитнице "суверенитетов" поместных церквей. Кстати, именно в схожей парадигме отстаивания принципа суверенитета (и не только своего) в планетарном масштабе действует и российское государство.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров