"Оскар" как трибуна

17037
Кинокритик Александр Голубчиков — о том, чем запомнится прошедшая церемония, кроме долгожданного награждения Ди Каприо и обвинений жюри в расизме.

Ди Каприо победил, "Безумный Макс" заслуженно получил все "технические" награды, российскому мультипликатору не досталось статуэтки, но нынешний "Оскар" запомнится вовсе не этим. Светская церемония с рекордной концентрацией мировых знаменитостей в фешенебельных нарядах на квадратный метр неожиданно превратилась в арену для высказываний, где своё слово обрели представители притеснённого чернокожего населения, истреблённых коренных народов Северной Америки, жертвы насилия и сторонники нетрадиционных отношений. А тот факт, что предельно откровенное кино о педофилии среди священников католической церкви объявлено лучшим фильмом года, увенчало общий, по-своему революционный, настрой церемонии.

То, что Крис Рок обыграет скандал #OscarSoWhite (Оскар такой белый) в ходе церемонии, было понятно с того момента, как он заявил, что не собирается отказываться от роли ведущего, как это однажды случилось с Эдди Мёрфи. Во вступительной речи комик с мировым именем припомнил зрителям то, что до 60-х годов XX века чернокожие актёры на сцену не выходили, потому что они были "слишком заняты" (явный намек на рабские условия труда афроамериканцев), да и теперь их вроде как не очень-то жалуют. Можно, конечно, расценивать подобную позицию ведущего не как протест, но и номинировать актёров по квоте на цвет кожи не дело. Того и гляди, представители сексуальных меньшинств и малых народов Америки потребуют своей доли на этой ярмарке тщеславия.

Оскароносной трибуной воспользовались и Бри Ларсон, получившая награду за лучшую женскую роль в драме о современной пленнице (её героиня из фильма "Комната" не видела белого света на протяжении нескольких лет, будучи запертой в подвале, где родила и воспитала ребенка), и вышедшая вслед за ней на сцену Леди Гага в компании таких же, как она, жертв домашнего насилия. Своё громкое слово сказал и Леонардо ди Каприо, использовавший трибуну не для благодарственных речей, а ради лекции о катастрофическом изменении климата. Создатели картины "В центре внимания" не просто рассказали в своём фильме о журналистском расследовании газеты Boston Globe, которое раскрыло не столько само явление педофилии среди католических священников (об этом говорилось не раз, в том числе и в фильме-участнике прошлогоднего Берлинале "Клуб"), сколько о масштабе проблемы. В преддверии церемонии вручения премии "Оскар" они присоединились к демонстрации жертв священников-педофилов, привлекая тем самым дополнительное внимание к проблеме, которая до сих пор актуальна, несмотря на то, что со времени публикации результатов расследования прошло уже 15 лет.

А теперь припомните, как часто со сцены национальных кинопремий "Золотой орёл" и "Ника", фестиваля "Кинотавр" и ММКФ мы слышим признания о том, что волнует режиссёров, актёров и сценаристов вне съёмочной площадки? Как часто высказывания (а они были: Александр Сокуров и Кирилл Серебренников использовали свой доступ к микрофону на церемонии для выражения позиции) проходят через фильтры "прямых" эфиров? Как много сегодня создаётся в России фильмов, которые вскрывают нарыв и рассказывают о проблемах? И много ли найдётся кинотеатров, которые решатся показывать у себя подобное "проблемное" кино?

"Оскар" в этом году стал хорошим примером для подражания: включили камеру, дали микрофон — не молчи!

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции Life.ru

  • Популярные
  • По времени
Публикации
не найдены
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×
Скачайте в App Store
#Первые по срочным новостям!
Загрузите на Google Play
#Первые по срочным новостям!