Всего лишь разъяснение
Востоковед Алексей Маслов – о том, что означает решение Верховного суда КНР о размере взятки, за которую положена смертная казнь.
Фото: © jonesytheteacher/flickr
Новость о том, что в Китае установили порог, в соответствии с которым Верховный суд может выносить смертный приговор, обсуждалась не только в Китае, но и по всему миру. Казнить в Китае можно за взятку, превышающую порог где-то 30 млн юаней, что на настоящий момент составляет 463 тыс. долларов. Кажется, что для многих стран сумма не столь и большая. Но для Китая — критическая, поскольку на столь крупных взятках попадаются немногие.
Дело, однако, в том, что тема имеет свою историю.
В прошлом году в уголовный кодекс КНР были внесены поправки. В результате из кодекса была исключена статья о минимальных суммах, связанных с вынесением смертного приговора. Таким образом многие суды пришли в ступор, поскольку в Китае нет прецедентного права. И чтобы не плодить коррупцию уже в рамках судов — то есть кому присуждать смертную казнь, а кому нет, — Верховный суд КНР наконец дал разъяснения и назвал цифру — 30 млн юаней. По сути дела, ничего особенного в этом нет, это лишь уточнение статьи, которая существовала в уголовном кодексе.
Проблема в другом.
Сегодня не так много людей попадается именно на взятках в том смысле, в каком мы это понимаем. То есть почти никто не передаёт взятку или, что называется, «откат» на 463 тысяч долларов. В основном, когда мы говорим о коррупции в Китае, речь идет о совокупности действий, которые наносят ущерб государству. Этот ущерб может измеряться и миллиардами долларов, как, например, в случае со знаменитым делом Чжоу Юнкана или с делом Бо Силая в прошлом году.
Сами же по себе взятки в Китае невелики. То есть приговорить человека к расстрелу за взятку — это большая редкость. К тому же в Китае выносится приговор с отсрочкой на два года. И чаще всего, если вдруг не становится известно о каких-то новых фактах, отсрочка приводит к замене смертного приговора на пожизненное заключение. В большинстве случаев происходит именно так.
Но есть и другой важный момент. Сегодня Си Цзиньпин пытается всячески установить чёткие рамки относительно того, каким образом действуют суды в случаях коррупции. Делается это для того, чтобы к государству не было претензий по поводу того, кого в Китае арестовывают и кого сажают. Скорее это продолжение борьбы за усиление и укрепление личной власти Си Цзиньпина.
Думаю, в отношении коррупционных статей уголовного кодекса последует ещё множество разъяснений.