"Русский комплекс" Украины
Социолог Роман Романов — о рациональной и иррациональной сторонах риторики украинских политиков.
Фото: © REUTERS/GLEB GARANICH
История с возмущением Владимира Ельченко словами Пан Ги Муна не стоила бы внимания, если бы не была показательной. Украина обожает возмущаться положением дел в объективной реальности. Возмущение словами о том, что роль России в украинском конфликте важна, именно такого рода.
Это неоспоримый факт независимо от его оценки: считать ли Россию нейтральным соседом, спасителем Донбасса или агрессором — в данном случае не имеет значения. Отрицать, что в украинской ситуации Россия — весомый игрок, значит, колотиться головой в кирпичную стену реальности.
Можно как угодно относиться к постпреду Украины при ООН, но вряд ли он — безумец. Зачем тогда он так поступает?
Есть рациональная и иррациональная сторона риторики. Рациональная сторона состоит в официально взятой украинскими политиками стратегии демонизации России. Смысл её — показать Россию невменяемым маньяком, с которым невозможен диалог. Россия должна быть выставлена объектом, а не субъектом международного регулирования. И украинский постпред просто использует очередной повод.
Можно быть уверенными: такие поводы будут отрабатываться и дальше. Украинцы будут цепляться к каждому, кто скажет о России хотя бы одно не негативно заряженное слово. Это негативное стимулирование. Так крысу бьют током в лабиринте.
Через какое-то время люди с менее крепкими нервами начнут неосознанно избегать положительных слов о России, просто потому что велика вероятность появляющихся рядом украинцев, которые будут создавать неудобства. А кому это надо? И России надо бы понимать, что делать с такой стратегией, как ей противостоять.
Но у поведения украинского постпреда есть и иррациональная причина. Похоже, украинское общество пошло по следам стран Балтии и некоторых восточноевропейских стран, создав себе "русский комплекс". Наличие такого комплекса ставит под сомнения слова постпреда, ведь Россия уже играет огромную роль в сознании большинства украинцев?
"Российский след", "российское влияние", "российская угроза — вот концепты, которые выстраивают мышление украинского общества даже тогда, когда оно этого не хочет. Потому что оно не хочет быть "как проклятая российская вата". Россия выступает как негативная референтная группа, а значит, продолжает оказывать влияние.
В то, что Россия придумает, как противостоять украинцам в информационной войне, я верю. Но кто и как должен провести психологическую поддержку украинского общества и некоторых его представителей? Даже у ООН пока нет таких программ.