Иллюзии белорусского рубля
Политолог Андрей Суздальцев — о том, зачем Республике Беларусь понадобилась очередная деноминация национальной валюты.
Фото: © РИА Новости/Виктор Толочко
Сегодняшняя деноминация в истории современной Белоруссии не первая. Первая была в 1994 году, когда от местной валюты "отрезали" один ноль. Тогда в стране уже была параллельная валюта, которую Белоруссия ввела первой из республик ещё во времена СССР. В 2000 году убрали ещё три ноля, поскольку предыдущую деноминацию к тому времени съела инфляция.
Так прожили ещё 16 лет, и вот теперь убирают сразу четыре нуля. Сейчас белорусский рубль стоит 32 российских рубля.
Для чего это сделано?
На проблему нужно смотреть экономически, политически и даже психологически. Начнём с экономики.
В введении нового белорусского рубля нет никакого экономического смысла. В Белоруссии крайне низкий уровень золотовалютных резервов, экономика в глубочайшем кризисе, существует непроходящая угроза финансовой дестабилизации. Республика вынуждена жить от кредита до кредита. Сейчас осваивается кредит, который был выделен в марте Россией. Активно ожидается кредит в 3 млрд долларов от Международного валютного фонда.
При этом с долгами республики рассчитывается Россия. В рамках евразийской интеграции Белоруссия имеет доступ к российской нефти по внутренним российским ценам. Если наши компании продают нефть и выплачивают экспортную пошлину, то белорусы эту пошлину оставляют себе и направляют на выплату внешних долгов.
Фактически Белоруссия набирает кредиты за рубежом и рассчитывается по ним российскими деньгами. Условия — более чем комфортные, но экономика загибается, что ставит под угрозу деноминацию. Не исключено, что новые копейки и рубли вскоре будут неприменимы.
Зато политический смысл в деноминации есть. Новый рубль очень похож на евро: та же цветовая гамма, те же размеры и даже размещение основных деталей на купюрах идентично — так же похожи на евроценты и новые белорусские монеты. Валюта демонстрирует европейскую интеграцию даже внешним видом. На ней нет ни слова по-русски. Хотя по конституции республики в стране два государственных языка.
Вспомним теперь, что в прошлом году президент Лукашенко и президент Назарбаев зарубили инициативу России по введению единой валюты Евразийского экономического союза. Сейчас стало ясно, для чего это сделано.
Деноминация — это демонстрация того, что республика и дальше будет считать себя в праве получать дотационную и ресурсную поддержку от России, но проводить независимую и не согласованную с Россией внешнюю политику. Деноминация — один из символов суверенности республики.
Есть и психологический момент. Белорусам нравится думать, что их рубль в 32 раза весомее российского. Приятная иллюзия. Вместе с тем объявленная средняя зарплата в республике будет составлять где-то 600 рублей или 300 долларов. На самом деле люди будут получать в среднем 200 рублей или 100—130 долларов. Это нормальная зарплата для работающих в Минске и небольших городах в сельском хозяйстве.
Однако при этом исчезает другая иллюзия. Иллюзия о знаменитых белорусских миллионерах.