Спорт не для всех
Культуролог Алексей Кыласов — о том, что можно сказать после решения МОК допустить сборную России до Олимпиады в Рио.
Коллаж © L!FE. Фото: © РИА Новости/Елена Соболь
Интрига последних дней показала, что главный девиз олимпийского движения — "спорт для всех" — безнадёжно устарел. Весь мир ждал решения МОК о допуске или недопуске сборной России на олимпийские игры в Рио-де-Жанейро. Допустили. Значит, по мнению МОК, мы пока уложились в некие нормы допуска, и уровень потребления допинга хотя и зашкаливает, но пока ещё всё же позволяет участвовать нашим спортсменам в Олимпийских играх.
Надо сказать, возможное решение об отказе участвовать сборной России в Олимпиаде изначально смотрелось весьма вызывающе и было реальным вызовом самому олимпийскому движению, поскольку в Олимпийской хартии буквально сказано, что игры проводятся для атлетов, а не для стран. Здесь важно заметить, что сам по себе вопрос с допуском абсолютно всех атлетов из какой-либо конкретной страны ставит под сомнение направление олимпийского движения — оно по-прежнему на подъёме или очередной раз его эпоха близка к завершению?
На заре современного олимпизма его основатель Пьер де Кубертен говорил о всеохватном характере спорта, эгалитарном характере состязаний, но сейчас олимпийский спорт за рубежом давно называют elite sport (элитарный спорт), а у нас он обозначен в законе о спорте как "спорт высших достижений". После изобличения допинга спорт ещё в больше степени перестал быть массовым, спорт стал только для тех, кто правильно питается, употребляет правильные лекарства, консультируется у правильных врачей, управляется правильными менеджерами и тренерами, да и живёт только в правильных странах.
В этой связи, сами того не желая, властелины (олимпийских) колец подрубили сук, на котором сидят, ведь в случае запрета или отказа одной из ведущих стран — доноров олимпизма, может наступить конец базовой модели международного олимпийского движения, основанного на всеобщем характере участия. Далее могут последовать тяжбы о дотациях из стран третьего мира или требования об акционировании или наделением бонусами стран англо-саксонского мира. В общем, реальные проблемы с локализацией и трайбализацией в олимпийском движении уже не за горами.
А что делать России в этой ситуации? На мой взгляд, прежде всего надо убрать из ФЗ № 329 "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" приоритет олимпизма. Сейчас виды спорта программы олимпийских игр названы "базовыми" (ст. 2) и государственная политика в области спорта ориентирована на развитие именно этих "базовых видов спорта", она заключается в "оказании государственных услуг (включая предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним)". Нам в олимпизме, равно как и самому олимпизму, осталось недолго.
Спортсмены и чиновники, конечно, будут сильно протестовать, ведь они лишаются колоссальных средств заработка, но их мнением можно смело пренебречь, ведь их ничтожное количество в сравнении с населением страны. Да и ценность рекордов ничтожна для основной массы населения, не знающей даже имён подавляющего большинства олимпийских чемпионов.
А опыт забвения олимпийского движения в нашей стране имеется и немалый, в Советской России олимпизм и рекордизм были под запретом 34 года — с 1918 по 1952 гг. Тогда в стране торжествовали физкультурники, венцом их движения стало ГТО. То самое ГТО, которое как раз сейчас возродили.