Ради его величества бабла
Политолог Андрей Тихонов — о том, почему общество должно обратить внимание на проблему рабства.
Фото: © L!FE/Александр Матвеев
Поток нелегальных мигрантов в Российскую Федерацию самым пагубным образом сказался на моральном климате нашего общества. Бывшие ещё недавно согражданами, выходцы из Средней Азии превратились в людей второго сорта, на которых не распространяется действие этических и юридических норм. Естественно, сплошь и рядом это стало выливаться в прямое нарушение законодательства.
В то же время средний и малый российский бизнес принято считать незаслуженно притесняемым. Общественное мнение убеждено, что налоговая, пожарные, СЭС замучили скромных работящих бизнесменов проверками и придирками. Но когда достоянием гласности становятся случаи, подобные иркутскому, наш малый бизнес предстаёт совсем иным.
Думается, что точечное рабовладение не является для отечественного предпринимательства досадным сбоем в программе, а вполне органично для того типа бизнес-культуры, который сложился на наших просторах.
Прежде всего, та или иная форма рабовладения исторически присуща нашим широтам. После отмены крепостного права, почти совпавшей с запуском лондонского метро, эстафета эксплуатации работников нецивилизованными методами перешла к кулакам-мироедам, а также к всевозможным аферистам в деле строительства. Сколько жалования было не выплачено строителям Транссиба, никто сейчас не упомнит. После революции пришла очередь НКВД, использовавшего рабский труд на стройках века.
Поэтому неудивительно, что дикий капитализм 1990-х возродил самые тёмные инстинкты в гражданах, стремящихся обогатиться любой ценой. Ради его величества бабла они готовы на любые преступления, среди которых рабовладение, увы, не самое страшное.
Тем более что общество по умолчанию рассматривает гастарбайтеров как париев, не имеющих права на достойное обращение. Недобросовестные дельцы считают это индульгенцией. Ведь имидж неискоренимых преступников не у них, а у людей, которых они мучают.
Конечно, применение рабского труда в современной России не носит широкомасштабного характера. Благо, мы не на американском Юге времён Скарлетт О’Хары. Но опасным образом эта проблема явно не находится в центре внимания общества. Ведь она касается маргинальных элементов из соседних стран.
Это позволяет отдельным дельцам распространять свою преступную практику уже и на граждан России. С нарастанием кризисных явлений в экономике рассчитывать на смягчение нравов не приходится. Существование целого слоя людей, фактически выведенных из легального поля, — прямая угроза для всех.
Справиться с этим позорным для XXI века явлением можно только объединёнными усилиями правоохранительных органов, общественных организаций и профсоюзов. Расследование любых нарушений прав трудящихся — будь то мигрантов или не мигрантов, должно доводиться до конца.