Фестиваля пасты не будет
Журналист Игорь Мальцев — о том, что Италия будет делать после землетрясений, унёсших почти 300 жизней.
Фото: © REUTERS/Adamo Di Loreto
Вчера в Италии был траур по жертвам землетрясения в Лацио и Умбрии.
Произошедшая трагедия вынесла в заголовки названия таких дальних итальянских городов, которые неизвестны даже самым крутым фанатам Италии по всему миру, — Аматриче, Аккумоли. Райские места, которые в три часа ночи вдруг превратились в пыльный ад.
Италия оплакивает двести девяносто погибших. И тут же спрашивает себя: что случилось?
Почему новые стандарты антисейсмического строительства не сработали? Ведь их ввели после катастрофического землетрясения в Л’Акуилье 2009 года, а до этого усиливали и углубляли после катастрофы в центральной Италии 1997 года. И до этого тоже…
Землетрясения в Италии бывают довольно регулярно, и каждый раз они уносят жизни. После того же землетрясения в Л’Акуилье в 2009-м без жилья осталось больше двух с половиной тысяч человек, большинство из которых до сих пор живёт под временным кровом.
Нынче только в Аматриче погибло 224 человека, что становится серьёзным основанием для расследования деятельности строительных подрядчиков.
Для начала будут выяснять, каким образом отремонтированная именно в антисейсмических стандартах в 2012 году начальная школа города оказалась уничтоженной. На её ремонт город потратил 700 000 евро. Строительством занимался консорциум Valori Scarl.
Будут разбираться, почему старинная кампанила, на укрепление которой католическая церковь собирала деньги, упала на соседний дом, похоронив семью из четырёх человек.
Теперь гвардия охраняет обломки мэрии города, чтобы ненароком не исчезли документы, которые бы показали, как именно строители выигрывали тендеры на антисейсмические работы.
Сейчас в Италии все вспоминают именно землетрясение в Л’Акуилье — 2009, потому что по результатам его судили не только строителей, но и шестерых учёных-сейсмологов, которые не обратили внимания на признаки грядущего мощного землетрясения и даже успокаивали людей, что в итоге и привело к ещё большим жертвам. Им присудили шесть лет тюрьмы. Судили также начальника местной гражданской обороны.
Через пару лет апелляционный суд отменил приговор. А, собственно, зря.
Теперь итальянцы настроены решительно. При этом есть две стороны проблемы: несоблюдение правил антисейсмического строительства и, собственно, самострой.
Пока те семьи, которые нанимали строителей, не выполнивших нормы, будут получать компенсации от этих строительных компаний. Но те, кто делал пристройки сам, без документации и без правил, будут оштрафованы. И если у них дома кто-то погиб, то эти люди будут ещё и обвинены в непреднамеренном убийстве родственников. Звучит жестковато, но, видимо, по-другому людей ничему не научить.
Вокруг трагедии расписывается новая политическая игра.
Лидеры Демократической партии, проигравшей выборы в Аматриче радикальной Партии пяти звёзд (Movimento 5 Stelle), показывают на местные чудеса эффективности в деле спасения людей из-под завалов. Их глава Ренци, он же премьер страны, потребовал от антикоррупционного комитета Anac начать расследование по всей Италии, чтобы выяснить, как распределялись государственные фонды на переоснащение зданий. Потому что на самом деле вся Италия — это сейсмически активная зона.
Хорошо себя показал и глава Гражданской обороны Италии Фабрицио Курцио, чьи подчинённые быстро и технично спасли из-под завалов более двухсот человек. Ему аплодирует пресса.
Разговор идёт о том, чтобы восстановить город заново, как это случалось в последний раз в 17 веке, когда его тоже разрушило землетрясение. Премьер обещает выделить 50 миллионов евро на реконструкцию. Мэр города поддерживает эту идею.
Однако местные жители, которые теперь живут в палаточных городках неподалёку или спят в своих автомобилях, не сильно вдохновлены перспективой.
"Этот город не был люкс-курортом, мы жили скромно, но у города была душа. Теперь, когда погибли сотни людей, которые делали этот город особенным, что от него осталось? И восполнить эти потери нечем".
Единственное в сметённом городе, что осталось и работает, это электронное табло, которое приветствует обычно туристов: "Добро пожаловать в Аматриче, самую прекрасную деревню Италии".
На табло также светится дата ближайшего фестиваля, куда приезжают туристы, — праздник местной разновидности пасты, которая так и называется — аматричиана.
На фоне разрухи это выглядит несколько сюрреалистично и трагично. Фестиваля пока не будет.
А, может, не будет и самого города.