Друзья, вы нам совершенно не нужны
Политолог Андрей Суздальцев — о том, почему заявления о готовности России напасть на Прибалтику в самом деле являются "бредом".
Коллаж: © L!FE. Фото: © РИА Новости/Саид Царнаев © flickr.com/7th Army Training
После распада Организации Варшавского договора, а затем и Советского Союза страны Прибалтики пережили реинкарнацию посредством государственных переворотов, устроенных людьми из антикоммунистических кругов. Своя гражданская война была в Эстонии, Литве, Латвии и ещё в Польше. Все проблемы этих стран новой властью были списаны на СССР и его влияние.
СССР распался, а идея фикс осталась. Историческая память в отношении к Союзу и политика новых лидеров, которые стали считать свои страны прямыми наследниками государств 1920—30-х годов, сделали центром ненависти новую Россию. Так, все претензии к СССР превратились в претензии к России, а в основу государственных идеологий был положен антироссийский вектор.
С начала 1990-х годов ничего не изменилось. По сей день Прибалтика готова дружить с кем угодно, но главное, чтобы против России. И дело здесь не только в исторических вещах, а в понимании того, что лимитрофное существование Прибалтики может быть интересно Западу только в качестве антироссийского форпоста, последнего рубежа русофобии. За это Запад готов оказывать политическую и экономическую поддержку.
Такой формат взаимоотношений позволяет выдумывать что угодно. Достаточно посмотреть на дикие информационные сюжеты нынешнего года. То Россия высаживает в Литве десант, то тут и там мелькают вооружённые российские партизаны. Когда над Балтийским морем в международном пространстве летит российский самолёт, это означает одно — время бить тревогу и поднимать в воздух перехватчики. Всё это напоминает военную сводку.
Это бизнес, средство к существованию и способ выживания — постоянное подогревание ожидания того, что Россия вот-вот нападёт. Будто Владимир Путин спит и видит, как бы узурпировать Эстонию. Иногда происходят временные прозрения с осознанием того, что, возможно, зашли несколько дальше допустимого, но остановиться уже невозможно.
Многократно посещая эти страны, я обратил внимание, что это стало элементом самоидентификации для людей — думать, что их страны очень интересны России и поэтому она готовится к их захвату.
Правда, если бы Россия их захватила, то это было бы не так обидно, как когда мы признаёмся: "Друзья, вы нам совершенно не нужны. И, даже если бы сами захотели стать частью РФ на правах субъекта федерации, мы не взяли бы вас и с доплатой". Вот что вызывает искреннее возмущение, ведь мы обязательно должны их желать.
Как напомнить миру о себе, чтобы постоянно оказываться в топе новостей? Ведь быть на слуху значит ещё и привлекать инвестиции. А инвестиции практически не идут. И в этом парадокс, разгадки которого Прибалтика абсолютно не понимает: никакие инвестиции никогда не пойдут в страну, которую не сегодня, так завтра захватят.
Прибалтика роет могилу сама себе. Глядя на опустевшую Латгалию, покинутую народом, понимаешь не только то, что в страну не идут инвестиции, но и то, что рано или поздно эти земли будут заселены выходцами из Северной Африки, Сирии или Афганистана. Возможно, этого они и добиваются.
Решение постоянно ссориться с соседом равносильно тому, когда утром ты на завтрак жаришь яичницу, но жаришь её на костре собственного дома.
Это катастрофическая политика, которая ведёт в никуда. И в данный момент Запад, где многим это выгодно, политику эту поддерживает, впрочем, абсолютно не беспокоясь о судьбе Прибалтики и её народов, которые используются лишь как инструмент решения глобальных геополитических проблем.