Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Москва
Посещая сайт life.ru, Вы соглашаетесь с приложенной Политикой обработки Персональных данных и с использованием файлов cookie, указанных в данной Политике.
Ок
14 сентября 2016, 09:17

Как насолить иностранцам и остаться в плюсе

Экономист Никита Кричевский — о том, что означает введение эмбарго на импорт соли в Россию.

Фото: © РИа Новости/Тарас Литвиненко

Фото: © РИа Новости/Тарас Литвиненко

Ещё во времена Ивана IV Васильевича, прозванного Грозным, соль была стратегическим продуктом, поставляемым из-за рубежа. Своих месторождений у страны тогда не было: на Урале они ещё не были разведаны, а Астрахань и Сибирь вовсе не были нашими территориями.

И очень часто для того, чтобы насолить иностранцам, вводились ограничения на поставку соли. Например, запрещался ввоз продукта из ливонских городов, из Ганзы. Это было существенным ударом по тамошним производителям и купцам по одной простой причине — набор экспортных товаров во всех странах тогда был весьма ограничен.

Если мы могли предложить меха, пеньку, поташ и зерновые в небольших количествах, то иностранцы, как правило, могли привезти машинные механизмы и соль, конечно, за исключением предметов роскоши.

Поэтому всякий раз эмбарго на ввоз соли в Московию вызывало очень большое недовольство на Западе.

В нынешнем солевом эмбарго, конечно, видна связь с исторической традицией, но первопричина его лежит не столько в желании насолить иностранцам, сколько в решении активизировать разработку и производство внутренней солепродукции.

После того как несколько лет назад был введён запрет на поставки соли из Украины, которые в отдельные периоды составляли до трети всего импорта соли, в России очень быстро увеличилось производство на собственных месторождениях в той же Астрахани, в Пермском крае и в Сибири.

Соль из Украины — что продовольственная, что техническая — как правило, была некачественной. Производилась она на совершенно допотопном оборудовании. Плюс ко всему, будучи абсолютно некондиционной, она продавалась в России по весьма и весьма конкурентным с российскими производителями ценам. Там она, грубо говоря, стоит рубль, а у нас продавалась за десять, нанося существенный ущерб внутренним производителям.

Кстати, некоторые российские производители в своё время даже предпочитали покупать маленькие неразвитые украинские мануфактурки по производству соли и тут же их закрывать, поскольку те сбивали маржу и показатели качества всей соли в России вообще.

И если кто-то скажет, что "Артёмсоль" — это современное предприятие и сетования на качество его продукции неуместно, то справедливо будет заметить, что помимо "Артёмсоли" поставки в Россию осуществляли и другие производители, а поставляли они под личиной украинской соли чёрт-те что.

Так и возник вопрос: доколе?

Другой момент связан с тем, что Россия делает ещё один важный шаг на пути выхода из ВТО.

Совершенно очевидно, что запрет на импорт соли в Россию противоречит нормам ВТО, и это очень хорошо. За те несколько лет, которые Россия является членом Международной торговой организации, она не получила ровным счётом никаких преференций, а наоборот — была вынуждена понести существенные потери в самых разных отраслях промышленности и сельского хозяйства.

Думаю, что со всей серьёзностью вопрос о выходе из ВТО перед Россией встанет в 2018—2019 годах, когда в полную силу вступят весьма жёсткие ограничения ВТО по сельскому хозяйству. Придётся либо пытаться их обойти, рискуя очень быстро быть пойманными, либо демонстративно покидать организацию, что, в общем, является трендом глобальным.

Сегодня по всему миру заключаются двусторонние, многосторонние договоры о зонах свободной торговли, трансатлантических союзах, трансокеанских партнёрствах. Только в данный момент в мире обсуждается возможность создания более 40 подобных договоров. На этом фоне ВТО — примитивный атавизм, свойственный индустриальной эпохе. Не более чем.

И, наконец, ещё один эпизод связан с компаниями, принадлежащими человеку, имя и фамилия которого совпадают с именем и фамилией сына генерального прокурора. Не хотелось бы влезать в тему коррупционных отношений — этим должны заниматься правоохранительные органы, которые, как показывают последние события, умеют делать это весьма неплохо.

Но всё же нужно сказать, что подобное лоббирование интересов той или иной отрасли реального сектора экономики, если оно имеет место быть, идёт только в плюс всей российской экономике.

Во-первых, мы будем потреблять более качественную соль.

Во-вторых, будем двигаться в направлении создания новых рабочих мест в регионах, где рабочих мест не хватает, а рабочих рук — с избытком.

И в-третьих, рост внутреннего потребления, помимо дополнительных налогов и сборов в бюджет означает ещё один шаг на пути к достижению самодостаточности — одного из основополагающих принципов любого хозяйствования, ныне, к сожалению, не учитываемого, а часто и вовсе забываемого наряду с принципами солидарности и справедливости.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar