Регион

Уведомления отключены

29 сентября 2016, 07:40

Как Конгресс утёр нос Обаме

Политолог Дмитрий Дробницкий — о том, почему отмена вето президента США будет иметь далекоидущие последствия.

Фото: © REUTERS/Yuri Gripas

Фото: © REUTERS/Yuri Gripas

В среду обе палаты Конгресса США преодолели вето президента Обамы, наложенное на так называемый Билль об 11 сентября.

Теперь американские суды могут рассматривать иски к иностранным государствам, поданные жертвами террористических актов. Несмотря на все уговоры администрации Белого дома и Госдепартамента, законодатели были непреклонны. Многие демократы присоединились к своим коллегам-республиканцам. Сенат принял законопроект 97 голосами против одного (поданного лидером демократического меньшинства Гэрри Ридом). Несколько часов спустя проголосовала палата представителей с результатом 348 против 77.

Таким образом, впервые за президентство Барака Обамы его вето было преодолено. Внесена существенная поправка в закон о суверенном иммунитете иностранных государств (Foreign Sovereign Immunities Act — FSIA), который выводил другие страны, их правительства и ведомства из-под юрисдикции американских судов. В суд можно было подавать на граждан других государств и их корпорации, но не на государства.

Нынешние поправки к FSIA вводят в закон одно существенное исключение: теперь в отношении другой страны может быть подан иск за пособничество террористическим актам, состоявшимся на территории США.

Конгрессмены, принимая закон, имели в виду прежде всего Саудовскую Аравию, некоторых руководителей которой подозревают в помощи лицам, совершившим теракты 11 сентября 2001 года. Пятнадцать из девятнадцати террористов, ответственных за захват воздушных судов в тот день, были гражданами Саудовской Аравии.

Понятно, однако, что применяться положения нового закона могут и в отношении других стран.

И это имеет далекоидущие последствия.

Теперь иностранные государства, подозреваемые в пособничестве терроризму, подпадают под юрисдикцию внутренних американских судов, а не международных. И решения, принятые федеральными судьями где-нибудь в Алабаме или Флориде, государственный аппарат обязан будет исполнять — арестовывать иностранное имущество, замораживать счета и т.п.

Это означает, что все страны, все государственные банки и казначейства, имеющие долларовые активы и американские ценные бумаги — а у кого их сегодня нет! — будут в случае чего вынуждены защищаться в судах США по их внутренним правилам.

Американские присяжные и судьи, как показывает практика, очень редко оказываются снисходительными в отношении иностранных граждан. Когда же вместо живого человека ответчиком выступает некая чужая страна, вердикт можно считать предрешённым.

Саудовская Аравия уже заявляла протест в связи с рассмотрением нового закона и даже пригрозила продать свои немалые американские активы, что может негативно сказаться на устойчивости курса государственных ценных бумаг США (в которых держит часть средств и наша страна).

Союзнические отношения с королевством Аль-Саудов оказываются, таким образом, под угрозой.

Но это не главная проблема.

Белый дом, Пентагон и представители разведсообщества полагают, что многие страны могут воспользоваться данным законом как поводом для оспаривания иммунитета американских военнослужащих и сотрудников спецслужб на своих территориях.

Соединённые Штаты не признают юрисдикции иностранных судов (равно как и международных) над своими военнослужащими и считают любые действия правоохранительной системы другого государства в их отношении посягательством на свой суверенитет.

Эта позиция подвергалась и подвергается критике в мире. Но со временем с ней смирились. Кроме того, с принятием FSIA США стали первой страной, которая в явной форме внесла во внутреннее законодательство положение об иностранном иммунитете. И это самоограничение часто использовалось как аргумент против критиков неподсудности американских военных.

Теперь этого аргумента нет. Вряд ли, конечно, кто-то станет хватать военнослужащих США и предавать их местному суду, но вот иски о возмещении ущерба, возникшего в результате зарубежных военных операций армией Соединённых Штатов, могут появиться.

Многие страны наверняка решат, что им необходимо принять симметричные меры и отменить суверенный иностранный иммунитет в отношении Америки. А возможно, и некоторых её союзников. Это может вызвать цепную реакцию. В результате одни страны будут судить другие в своих внутренних судах чуть ли не каждый день.

Разумеется, это произойдёт не завтра, но в недалёком будущем; учитывая напряжённую международную обстановку, такую перспективу сбрасывать со счетов нельзя.

Конечно, многое будет зависеть от того, как будут проходить процессы после принятия закона. Если дело ограничится Саудовской Аравией и несколькими миллионами долларов присуждённых компенсаций, вполне возможно, что эффекта домино в мировых масштабах не возникнет.

Однако довольно большую проблему будут представлять собой и сами процессы. Дело в том, что страна, которая будет защищать себя в американском суде, обязательно затребует документы в ЦРУ, Пентагоне, Министерстве внутренней безопасности и т.д., необходимые ей для ведения дела. И многие из этих документов могут оказаться секретными. Юридически у суда нет никаких оснований отказывать в этих требованиях, так что процесс может стать особой разведывательной операцией ответчика.

Само разбирательство можно сделать закрытым, но наличие в процессе иностранного лица сводит эту меру на нет.

Помимо соображений нацбезопасности американских военных и спецслужбы, без сомнения, беспокоит и то, что в ходе процессов могут всплыть и грязные секреты силовых структур США.

Ну а мировое сообщество беспокоит другое: не станут ли закон интерпретировать слишком широко. Например, сегодня в Штатах всё чаще говорят о кибертерроризме.

Так не сочтёт ли завтра какой-нибудь мистер Джонс, что ему нанесён ущерб в результате хакерской атаки, которая, предположительно, совершена Россией, Китаем или Ираном? А если мистер Джонс сам не догадается, то ведь ему компетентные люди могут и подсказать, правда?

О чём думали законодатели, понятно, — о перевыборах, которые состоятся одновременно с избранием нового президента страны. Билль очень популярен в народе. Но, как следующая администрация будет выпутываться из создавшейся ситуации, сказать сложно.

С чем ей точно надлежит быть осторожнее в новых условиях, так это в навешивании ярлыков пособников террористов. Каждое неосторожное высказывание — это потенциальный иск, защищать свою страну от которого в Штаты приедут юристы с чётким планом разведывательной деятельности.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров