Неудобные ученики. Виновно ли руководство пермской гимназии

Неудобные ученики. Виновно ли руководство пермской гимназии

Фото: © РИА Новости/Алексей Владыкин

4869
Психолог Виктор Заикин — о том, почему школы сегодня не приспособлены к обучению инвалидов и тяжелобольных детей.

Как подсказывает личный опыт каждого, у всего есть предел прочности, в том числе и у системы обязательного государственного образования. Ситуация со школой в Пермском крае — один из выразительных примеров.

Оставим в стороне сюжет о том, что директор школы Марина Русинова по совместительству является спикером городской думы. Ряд изданий, ссылаясь на этот факт, подчёркивает политический контекст сюжета. Фокус нашего внимания — образование.

Действительно, часто в работе формальных институтов возникает парадокс между законом и справедливостью, а иногда и здравым смыслом.

Например, после подписания майских указов на коэффициент зарплаты врача стали влиять такие показатели, как количество занятых коек и количество вылеченных больных. Мне кажется, не нужно иметь специального медицинского образования, чтобы понять, что эти показатели взаимоисключающие.

В информационном сообщении говорится о том, что онкобольные ученицы "снижали показатели успеваемости" и их "попросили забрать документы". Почему? Потому что бюджет школы рассчитывается из её места в рейтинге, а рейтинг — из показателей успеваемости учащихся. Поэтому школы стараются скинуть неудобных учеников, как плохие карты в карточной игре.

Но казус на этом не исчерпывается. Школа не может отчислить ученика без подтверждения возможности продолжить образование. Вы должны или принести справку о зачислении из другой школы, или написать заявление на предоставление семейного обучения, или ученик может сам принять решение о начале самообразования после сдачи ГИА. Без этого школа не может отчислить ученика.

О применении такой формы отчисления, как меры дисциплинарного взыскания, мне рассказывал один школьный директор, резюмировав так: "Больше никогда эту мороку не затею". Но там был действительно криминальный случай.

Таким образом школа почти всегда оказывается намертво связана с учеником и его родителями, которые слишком часто позволяют себе сказать: "Ну вы школа. Вы и разбирайтесь!".

И ещё один аспект: школа обязана осуществлять инклюзивное обучение почти всех категорий учеников. Задумайтесь. От инвалидов-колясочников до психопатов, от гениальных до умственно отсталых, от больных синдромом Дауна до онкобольных детей. Всё это должна реализовывать обычная среднеобразовательная школа.

Специальных образовательных организаций крайне мало. Более того, обучение детей с особыми образовательными потребностями в замкнутых учреждениях может нанести их здоровью и развитию не меньший вред, чем неприспособленная к их обучению школа.

Сейчас вокруг этого вопроса начнутся активные дискуссии, будет дано много ценных и правильных рекомендаций, будут опубликованы результаты министерской проверки пермской гимназии. Но, к сожалению, какой бы ни был её результат, "проверка" не может изменить сложившуюся практику. А она такова, что "скорее слепой увидит зрячего", чем удастся в один момент легко и однозначно разрешить данный конфликт.

Простые решения сколь притягательны, столь и обманчивы.

В итоге всё складывается как в басне: "Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду". И даже кажется, что решения нет, но это не совсем так.

Один из моих учеников сказал: "А что они так в этот воз вцепились?". Зачем нужно запрягать в одну телегу не только животных с разным вектором движения, но и адаптированных к совершенно разным средам обитания, непонятно. Но пока нет комплексных решений ни от экспертов, ни от администрации, ни от общества.

Отпустить лебедя, рака и щуку на свободу — это идея утопическая, они слишком крепко вцепились не в свой воз. И пока мы требуем от обычной школы невозможного, а именно реализации всех форм и видов образования, мы не сдвинемся с места.

Автор:
Канд. психол. н., психолог, старший преподаватель Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова
  • Популярные
  • По времени
Публикации
не найдены
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×
Скачайте в App Store
#Первые по срочным новостям!
Загрузите на Google Play
#Первые по срочным новостям!