Засуньте свою надменность в соцсети
Денис Терехов, управляющий партнёр агентства SNMG, — о том, почему все медийные активности Хиллари так и не вознесли её на пост президента США.
Коллаж © L!FE. Фото: © Flickr/Nick Thompson/United States Mission Geneva
Две недели назад я проиграл суд газете "Ведомости". Вернее, формально решение ещё не вступило в законную силу, я подаю апелляцию в Мосгорсуд, но принципиально сути дела это не меняет. Проиграл. "Ведомости" судились со мной за неосторожную фразу на моей странице в "Фейсбуке". Дескать, этой фразой и парой веток комментариев я разрушил их деловую репутацию. Конечно, проигрывать всегда обидно.
Но худа без добра не бывает. Ведь теперь можно говорить, что официально установлено, что страничка в социальной сети с пятью тысячами друзей и ещё тремя тысячами подписчиков по медийному весу сопоставима с главной деловой газетой страны. Иначе как она может нанести этой самой газете имиджевый урон. Троицкий районный суд Москвы на самом деле осудил вовсе не меня, он вынес приговор "надменной рукопожатности", теперь уже де-юре признав победу новых медиа над старыми.
Я вспомнил эту историю сегодня утром, когда выяснилось, что американской информационной машине вместе с батальоном голливудских звёзд не удалось "заломать" старика Трампа. А американская информационная машина, скажу я вам, штука посерьёзнее, чем весь их авианесущий флот, самолёты-невидимки и прочие NAVY and ARMY. Ругать медиа и говорить об их смерти перестало быть модным ещё пару лет назад. Конечно, никакие блогеры не заменят медиа в том, для чего средства массовый информации изначально и были созданы. Ведь газеты и телеканалы исполняют скорее социальную функцию. Они формируют нашу повестку дня. Вернее, мы им делегируем право за нас решать, что важно, а что нет, и каждый день нам об этом докладывать.
Можно ведь самостоятельно подписаться на ленту "Интерфакса" и прочитывать полторы-две тысячи сообщений в сутки. Но нам комфортнее поручить это уважаемым людям — журналистам. Но вот незадача. В мире, где есть 43 газеты и 22 телеканала, как они скажут, так и будет. А в мире, где к этим 65 медиа-носителям добавляется 1,7 млрд пользователей "Фейсбука", злоупотреблять правом на навязывание повестки дня уже не получается.
Теперь СМИ должны скорее идти за трендами из соцсетей, а не наоборот. Теперь не "в газете зря не напишут", а в "соцсетях зря не запостят". Человек человеку — блогер!
Мой друг — директор ВЦИОМ Валерий Фёдоров, наверное, с улыбкой узнает из этой колонки, что значительная часть населения делает выводы о тех или иных процессах (в том числе электоральных) вовсе не проводя репрезентативные опросы. Они довольствуются мнением своих друзей: "Все мои знакомые голосовали за Иванова…", "Да все знают, что в Персии люди с пёсьими головами". Наша фредлента в широком смысле этого слова стала главным социологическим центром. Мы думаем так, как думаю наши друзья. Ну, или френды в "Фейсбуке", "ВКонтакте" и "Одноклассниках".
Не надо рассказывать по телевизору, что Трамп проиграл дебаты, когда вся твоя френдлента считает, что ровно наоборот. Не надо публиковать длинные колонки высоколобых экспертов, которые заранее знают, на выборах победит Клинтон, когда твои друзья в чате уже обсудили, что пойдут голосовать за Трампа.
Медиа больше не ведущие, медиа — ведомые. Нравится им это или нет. Мы снова живём в каком-то смысле в эпохе Птолемея, когда мир ограничивался горизонтом. Насколько вижу что-то вокруг себя — такой и мир. Только сейчас — это "информационный Птолемей" — её высочество френдлента. Так что американским журналистами и экспертам, переживавшим до утра за Хиллари, не нужно плакать. Нужно засунуть свою надменность поглубже в "Фейсбук". В тот самый, который сегодня ночью по московскую времени, кажется, made America great again.