Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
14 ноября 2016, 07:45

Ближний Восток раннего Трампа

Востоковед, кандидат исторических наук Георгий Асатрян — о том, каким будет компромисс между американскими элитами и Дональдом Трампом в отношении Ближнего Востока.

Фото: © REUTERS/Andrew Kelly

Фото: © REUTERS/Andrew Kelly

Утром 9 ноября стало известно имя нового президента США. Неожиданно для многих им стал кандидат от республиканской партии Дональд Трамп. Против него была настроена вся политическая, часть экономической и военной элиты страны. Но население США сделало свой выбор — республиканец победил.

Это заставляет задуматься о будущем политики США в центральном регионе мира. Впрочем, Ближний Восток — территория от Ливии до Пакистана, от Турции до Йемена — практически никогда не сходил с первых полос мировых медиа. Так что же будет с Ближним Востоком при новом президенте США?

Особенно важно понимать взгляды американского президента на политику в таких странах, как Сирия, Ирак, Афганистан, Йемен, Пакистан и Египет. А отношение Трампа с региональными акторами — Иран, Саудовская Аравия и Турция — ключевой вопрос для региона.

Не менее важным останется уровень поддержки США региональному союзнику — Израилю. Нет сомнения, что при Трампе Вашингтон продолжит оказывать всемерную помощь Тель-Авиву. Однако в данном случае важны её масштабы.

Важную роль будут играть российско-американские отношения по вопросам Ближнего Востока и борьбы с международным терроризмом. Другой насущный вопрос — политика американских спецслужб в отношении исламистских группировок в регионе. На все эти вопросы ещё предстоит получить ответы.

Безусловно, очень многое зависит от администрации президента, от советников главы государства, Пентагона, Госдепа, позиции ЦРУ и РУМО. Конечно, позиция конгресса будет одним из определяющих во внешнеполитических предпочтениях США. Трампу ещё предстоит определиться с "мозговыми центрами", которые будут работать на новую администрацию, давать советы стратегического и тактического характера. Однако президент в американской политической системе значит очень многое. У Трампа, как успешного бизнесмена, прекрасно развита интуиция.

И поэтому очень важно понять отношение и чувства Трампа к Востоку. И всё же центральным для будущей конфигурации американской политики будет, без сомнения, сирийский конфликт. 

Сирия и региональные державы

Уже после своей победы Дональд Трамп заявил, что в Сирии необходимо бороться с группировкой "Исламское государство", а не пытаться свергнуть президента Асада.

— У меня есть отличный от многих других людей взгляд в том, что касается ситуации в Сирии. Сирия ведёт борьбу с ИГИЛ*, и мы хотим избавиться от ИГИЛ. Россия сейчас находится в тесном союзе с Сирией, и теперь у нас есть Иран, который становится ещё более сильным благодаря нам и который является союзником Сирии. Теперь мы поддерживаем повстанцев против Сирии, и у нас нет понимания, кто эти люди. Если США нападут на Асада, то это приведёт к борьбе с Россией, — сказал Трамп в своём первом интервью в качестве президента Wall Street Journal.

Ранее, ещё до своего избрания, Трамп заявил, что необходима совместная с Россией борьба против терроризма.

— Я бы хотел иметь хорошие отношения с Россией. Было бы прекрасно, если бы мы ладили и нам не нужно было бы устраивать весь этот цирк. ИГИЛ представляет собой гораздо более серьёзную угрозу для нас, чем Асад. ИГИЛ воюет с Асадом. Асад воюет с ИГИЛ. По-вашему, мы должны идти и воевать с обеими сторонами? — отметил он.

С другой стороны, у раннего Трампа достаточно жёсткая позиция по отношению ко многим региональным державам. Так, про Исламскую Республику Трамп заявил: "У них везде террористические сети, в том числе в Западном полушарии, очень близко к нам. Иран — крупнейший спонсор терроризма в мире, и мы полностью уничтожим его сеть, поверьте мне".

Про Турцию было сказано: "Выглядит так, как будто Турция находится на стороне ИГИЛ, в той или иной степени на нефтяной основе".

Для Саудовской Аравии, переживающей не лучшие времена, победа Трампа  — не лучший сценарий развития событий. Если с Хиллари Клинтон у саудовского истеблишмента были выстроены плотные контакты, то с Трампом подобных отношений никогда не было. Однако республиканская элита (в том числе будущий вице-президент Майкл Пенс) довольно тесно связана с Эр-Риядом, поэтому сложно представить революции в отношениях между США и Саудией.

Будущий компромисс Трампа с американской элитой

Политика президента и кандидата в президенты Дональда Трампа в отношении Ближнего Востока будет разной. Нет сомнений, что она будет трансформироваться, подгоняться под общие интересы Вашингтона и всех заинтересованных акторов. То, что говорил Трамп в период президентской гонки, и то, что он будет воплощать в жизнь, не будет одним и тем же. Это общее правило для всех президентов США. Однако, как известно, дьявол скрыт в деталях. И здесь важны самые мельчайшие акценты, которые могут повлиять на ситуацию на Ближнем Востоке.

Ситуация внутри вашингтонских кабинетов в ближайшие месяцы будет напоминать маятник. Позиция Дональда Трампа будет двигаться ближе к позиции американских элит. Стороны будут пытаться находить естественные компромиссы. В то же время президент будет стараться держать свои обещания, двигаться в том направлении, которое ему кажется правильным. Тем более что политика демократов и Барака Обамы полностью провалилась, а выборы 8 ноября в очередной раз это доказали. 

Избранный президент США будет меняться, на смену раннему придёт поздний Трамп. Он будет обладать своими собственными контактами, связями и предпочтениями. Со временем он будет набирать политический опыт, кто-то из мировых лидеров ему понравится, а с кем-то отношения не заладятся.

В конце концов, есть интересы Вашингтона, а они складываются десятилетиями через сложнейшие механизмы лоббизма, геополитики и экономики. Всё это будет влиять на яркого бизнесмена-политика, будет если не менять, то уж точно трансформировать его взгляды на мир. Но у Трампа неплохие стартовые позиции, его взгляды на Ближний Восток в целом могут в некоторой степени стабилизировать регион. И рано или поздно мы увидим ближневосточный вектор, который станет результатом компромисса американской элиты и взглядов Трампа.

* Деятельность организации запрещена на территории РФ решением Верховного суда.  

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar