Православная культура в школах. Уживутся ли уж и ёж?

Православная культура в школах. Уживутся ли уж и ёж?

Фото: © РИА Новости/Александр Кожохин

1726
Психолог Виктор Заикин — о проблеме включения религиозного воспитания в общеобразовательную программу.

В соответствии с ФЗ 273 "Об образовании в Российской Федерации" образование есть комплексный, целостный процесс, объединяющий как воспитание, так и собственно обучение.

Однако на практике всё это выглядит далеко не так однозначно. Поскольку тема религии вообще и религиозного воспитания в частности традиционно вызывает самые жаркие и непримиримые споры среди всех слоёв общества.

Как специалист с опытом работы на двух уровнях образования, школьном и университетском, могу с уверенностью сказать, что воспитательный компонент хронически "западает". И дело не только в разнице поколений, конфликте личностного контакта педагога и ученика или профессиональной позиции учителя.

Дело в том, что все люди разные.

И если система высшего образования, пусть и в недостаточной мере, но все-таки даёт возможность выбора профессиональной траектории, то в системе среднего образования такая возможность выбора отсутствует как феномен.

"Компот — бери от жизни, что дают" — гласила одна шутливая надпись в школьной столовой.

Очевидно, что универсализация такой дисциплины, как "Основы православной культуры", для страны, празднующей Новый год почти половину земных суток, объединяющей в себе десятки народов и все мировые религии, — непосильная задача. Но при этом текущая образовательная практика требует, чтобы стандарт был единым для всей Федерации.

Самым очевидным было бы расширить роль регионального компонента. Но остаётся ещё много вопросов. Например, зачем нужен такой предмет жителям районов Крайнего Севера? Пока ни от экспертов, ни от Министерства образования разъяснений по этому и другим вопросам не поступило.

К сожалению, практика мультикультурализма в виде попытки скрестить ужа с ежом обречена на провал.

Почему? Потому, что уж — змея, а ёж — млекопитающее, да ещё и хищное.

Если несколько расширить эту метафору, то следует вспомнить, что религия опирается на веру, и без содержательного духовного опыта многие вещи, как бы талантливо их ни преподавали в школах, будут непонятны, особенно детям и совсем юным подросткам.

Найти тот "стержень", на котором может держаться воспитательный компонент образования, — это, конечно, правильная задача, но попытки переоценить роль всех компонентов воспитания только ради одного — религии  больше напоминают кидание в крайности, нежели осознанные действия по развитию и воспитанию подрастающего поколения.

Автор:
Канд. психол. н., психолог, старший преподаватель Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции Life.ru

  • Популярные
  • По времени
Публикации
не найдены
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×
Скачайте в App Store
#Первые по срочным новостям!
Загрузите на Google Play
#Первые по срочным новостям!