Дональд Фридрихович, фигачь их ковровыми
Журналист Игорь Мальцев — о свободе слова в немецких СМИ на примере одного резонансного убийства.
Фото: © REUTERS/Francois Lenoir/File Photo
Пока Европа обсуждает речь Меркель на партийном съезде, который выдвинул её опять в лидеры, на четвёртый срок в канцлеры, в четвёртой власти республики воцарился скандал.
Поводом стала поимка в прошлую пятницу подозреваемого в убийстве 19-летней студентки во Фрайбурге. Ловили с середины октября и вот, наконец, поймали.
И стало совсем нехорошо. Потому что человек, на которого указывают тесты ДНК, оказался 17-летним беженцем из Афганистана. А изнасилована и убита — немка. Если учесть накал в обществе по поводу беженцев, которого так давно добивалась г-жа канцлерин, то всё стало просто как по нотам.
Трудно представить полный набор стереотипов, за которые правые партии Германии ежедневно получают по башке от интеллигентных СМИ: беженец меркелевского призыва, подросток, прибывший без взрослых, 17 лет, афганец, надругался над местной студенткой и убил её.
Местным мусульманам впору праздновать — вот кем, а ярым верующим парень не был: вряд ли бы его пустили в мечеть с таким причесоном. По яркой причёске, а точнее, по волосам, кстати, его и вычислили.
Налицо вещественное подтверждение лозунга правых "беженцы приехали сюда бездельничать и убивать", на который левые устами прессы отвечают: "Да вы нацисты! Welcome Refugees!", на чём дискуссия прерывается. Никаких взвешенных дискуссий не существовало, вот как будто отрезало. Одни вешают на беженцев всех собак, другие напрочь отрицают наличие проблемы.
Особенно стремительны в отрицалове крупные газеты. Первый звонок прозвенел год назад в Кельне, когда пресса подавала как незначительный инцидент насилие и грабежи в составе толпы на площади. Очухались, только когда количество поданных заявлений в полицию перевалило за полтысячи. Все пострадавшие были местными женщинами, все нападавшие — "понаехавшими".
Для определения национальности нападавших полицейскими и прессой использовалось словосочетание "североафриканского происхождения". Из-за этого старухи в транспорте стали отсаживаться от негров подальше. Они же не в курсе, что в Северной Африке живут совсем другие люди.
Именно тогда телевидение впервые подверглось критике со стороны аудитории и депутатов. Особенно новостные программы Tagesschau Первого канала ARD. Яркое новогоднее выступление гостей с Юга отчего-то избежало освещения со стороны новостников.
Кстати, в Германии есть прямой запрет на озвучивание национальности подозреваемого. И отдельный, совсем запретный запрет на упоминание национальности человека моложе 18 лет. Но фрайбургские полицейские с поимкой убийцы студентки быстро поняли, что это дело слишком резонансное и имеет общенациональное неприятное значение, и нарушили этот запрет — оказалось, афганец.
И тогда все заметили, что в самых популярных новостях ТВ, Tagesschau, полное молчание. Один день молчат, второй день. Вся страна обсуждает этот кошмар. Первый канал молчит третий день. К этому моменту даже самые крупные газеты посоветовали начальнику инфовещания ARD сменить работу.
Шеф-редактор ARD-Aktuell Кай Гниффке остроумно объяснял критикам, что редакция не освещает отдельные преступления, тем более районного масштаба: "Вот когда в США полицейские стреляют в афроамериканцев — это часть социальных проблем целой страны, и мы не можем обойти это стороной".
Лучше бы он этого не говорил. Шеф-редактор новостей совсем не понял или сделал вид, что не понимает, насколько преступление во Фрайбурге важней для всего немецкого общества. И уж точно болезненней, чем беспорядки в чёрных кварталах каких-то американских городов.
"Наше решение не давать новость в эфир не имеет ничего общего с национальностью преступника, — сказал он. — Во время кёльнских беспорядков мы озвучивали национальную принадлежность, так как у нас таких проблем нет… Если бы немец убил девушку-беженку, мы бы тоже эту новость не дали — она не соответствует нашим критериям… Не стоит упоминать беженцев, так как ксенофобия и так слишком обширный феномен нашей жизни".
То есть "начальник слова" может говорить что угодно, но налицо простое желание ни в коем случае не пролить ни капли на мельницу правых. Чтобы не услышать аплодисменты со стороны "Альтернативы для Германии". И это простое как мычание стремление перевешивает любое понятие об общественной значимости события.
Наконец, в понедельник через губу редакция совершила подвиг — рассказала народу, что произошло. Не в формате новостей, а в формате тележурнала "Темы дня".
"Вы что, думаете, мне каждый день звонят из НАТО и от канцлера с указаниями?" — пошутил весьма кстати шеф-редактор Гниффке перед коллегами-журналистами. А где-то под липами Unter den Linden чахоточно закашляла Свобода Слова.
Вообще, налицо кризис "солидных традиционных СМИ", который во всей красе развернулся во время президентских выборов в США, когда единственно справедливые и неподкупные газеты встали массово на сторону одного из кандидатов. Те самые газеты, куда раньше можно было герою-одиночке из кинокартины "Три дня Кондора" принести компромат даже на ЦРУ, теперь выглядят глупо-ангажированными.
Как сказал глава комитета по СМИ и культуре Ансгар Хевелинг: "Решение ARD Tagesschau замолчать новость о преступлении было в корне неверным, так как создалось впечатление, что её умалчивают именно из-за того, что преступник — беженец, подросток без родителей. И это фатальное впечатление".
После того, как национальность убийцы стали открыто обсуждать на Первом канале, стало, по мнению Мартина Дёрмана, пресс-секретаря партии SPD, ещё хуже, "потому что теперь при полном отсутствии других криминальных новостей эта новость про беженца-убийцу приобретает излишнее значение".
Кстати, чего тут не обсуждают, так это семью убитой студентки, считая, что то, что её отец — видный бюрократ, занимавшийся в том числе и иммигрантами, тут ни при чём. Зато это почему-то сильно волнует русские СМИ, которые склоняются к банальной версии — "Бог не фраер". Про семью немцев, в которой с 2015 года жил убийца, пишут только то, что они в полном ауте.
Зато вдруг вспомнили, что в окрестностях Фрайбурга не так давно также была изнасилована и убита другая молодая женщина. И что вообще весь такой креативный, студенческий и мультикультурный городок Фрайбург имеет криминальные показатели в пересчёте на 100 000 населения гораздо выше, чем столичный земельный пролетарский город Штутгарт.
Тем временем редакционная команда сайта газеты Tagesspiegel, которая занимается тем, что трёт комментарии читателей, посчитала, что обычно они удаляют 10 процентов расистских и агрессивных "каментов", но в данном случае в топовой новости на сайте про беженца-убийцу им пришлось уничтожить более сорока процентов мнений читателей.
То есть почти половину своих читателей они записывают в грязные расисты. Ну, ОК. Это уже сработало в Америке — результаты полного отрыва от реальности со стороны "традиционных СМИ" расхлебала мадам Клинтон.
При этом в Германии существует строгий контроль за платежами населения за просмотр телевидения. Даже если у тебя нет телевизора, но есть антенна — ты обязан платить. Куда идут эти деньги?
На содержание общественного телевидения Das Erste (Первого канала) — совместного предприятия региональных вещателей под контролем всё того же консорциума ARD, который решает, что не все новости достойны озвучивания. С некоторых пор они пытаются брать плату даже за компьютеры в домах без антенны — ведь в компьютере ты можешь увидеть телепрограмму.
Этих людей ничего не учит, ни история СССР, ни новейшая история США, и хочется только сказать вслед за блогером Носиком: давай, Дональд Фридрихович, фигачь их ковровыми, be my guest.