Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
9 февраля 2017, 06:45

Пингвин не может полететь

Социолог Роман Романов — о том, почему ректоры петербургских вузов подписали письмо с просьбой ускорить передачу Исаакиевского собора РПЦ.

Фото: © РИА Новости/Владимир Астапкович

Фото: © РИА Новости/Владимир Астапкович

Сегодня петербургская общественность обсуждает "письмо 23". 23 ректора петербургских вузов подписали обращение к губернатору Георгию Полтавченко с просьбой ускорить передачу Исаакиевского собора РПЦ. На самом деле, не все подписавшиеся — именно ректоры. Так, вместо ректора СПбГУ Николая Кропачева обращение подписано первым проректором Ильёй Дмитриевым. Вообще никого нет от Горного университета, возглавляемого Владимиром Литвиненко, и ещё от петербургского Политеха.

Среди всех реакций на "письмо 23" доминирует недоумение. Часто звучит вопрос: "Их заставили?". Друзья мои, это смешно. Поверьте, никто никого не заставлял. Такие вещи делаются иначе, и я попробую объяснить, как.

Первое, что бросается в глаза в обращении ректоров — агрессивная стилистика боевого листка. Такого не ждёшь от ректоров петербургских вузов (пусть даже 7 из 23 подписавшихся — руководители военных или околовоенных учебных заведений).

Подача события в информационном поле — соответствующая. Представители вузов пришли на встречу с председателем петербургского Законодательного собрания обсудить, как указано на официальном сайте, "актуальные вопросы науки и образования". И неожиданно таким вопросом оказалась передача Исаакиевского собора РПЦ. Участники встречи от комментариев или отказываются, или говорят что-то невразумительное. Понятно, почему у публики возникает вопрос про "заставили".

На самом деле всё понятно. Обращение ректоров — ритуальное выражение лояльности. Именно поэтому оно написано казённым пропагандистским языком — другого лоялистского языка у нас сейчас, похоже, нет. Важно не то, что именно написано в обращении, а сам факт проведения политического ритуала общественной поддержки. "Ректоры с нами".

Очевидно, вопрос с Исаакием стал несколько более громким и скандальным, чем планировалось изначально. Эта скандальность нарушает один из базовых политических консенсусов современной России — консенсус тишины. Шум — это плохо. А любое неорганизованное возмущение — и есть шум.

Поэтому сейчас нужно показать, что все важные группы общественности мобилизованы и городскую администрацию поддерживают, что неожиданностей от них ждать не нужно, а противостоят инициативе "оппозиционеры", "политиканы" и "провокаторы". Логичный ход и в информационной войне, и в аппаратной игре. И аппаратной игры тут существенно больше: адресат таких инициатив обычно — начальство в Москве, а не публика на местах.

Как раз у публики такого рода пропагандистские ходы вызывают понятное недоверие и понятные же подозрения. Странно тут только одно — почему кто-то удивлён? Неужели ожидали какой-то другой реакции от руководителей петербургских вузов?

Дело в том, что наши вузы — просто государственные организации, оказывающие клиентские услуги. Нет никакой университетской автономии. Руководство вузов озабочено отчётностью, проверками, добыванием денег и построением хороших отношений с начальством. Задача таких руководителей — максимально прикрыть себя и свою организацию. Да, вузы завязаны на федеральное финансирование, но отношения с руководством региона тоже очень важны — и портить их ради вопроса, который не имеет непосредственного отношения к жизни самого учебного заведения, никто не будет.

Наши вузы за редчайшим исключением — не субъекты общественной дискуссии. Они — организации, оказывающие набор услуг. Пингвин не может полететь, и абсурдно ждать от него полёта. Вы же не ждёте какой-то специальной позиции от жилкомсервисов? А осуждать кого-то — руководство вузов, преподавателей и студентов — и вовсе аморально. Вы сами разве образцы смелости и гражданского мужества? Или можете только с дивана бухтеть на ректоров?

Возможно, стоит сказать спасибо ректорам петербургских вузов. Участием в очередном политическом ритуале по демонстрации лояльности они прикрыли свои трудовые коллективы. Ведь это пока для демонстрации лояльности достаточно заявления руководителя организации. А может дойти и до собраний трудовых коллективов, солидарно выражающих мнение, поддержку, возмущение. "Коллектив нашего института как один человек выражает свою глубокую озабоченность", ну, и т.п.

Понимать надо, в какое время живём.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar