Регион

Уведомления отключены

3 апреля 2017, 09:47

"Призрак в доспехах": возвращение киберпанка

Кинокритик Александр Павлов — о том, почему экранизация культового японского аниме так важна для популярной культуры.

Постер к фильму "Призрак в доспехах"/ © Кинопоиск

Постер к фильму "Призрак в доспехах"/ © Кинопоиск

Привет, школьники и ребята постарше! Я всё ещё про 1990-е.

Вы, наверное, заметили один очень важный тренд. В этом году мы встречаемся сразу с несколькими вариациями проверенного временем культового кино.

В марте мы посмотрели продолжение "На игле", выпущенное двадцать лет спустя после появления оригинала Дэнни Бойла. В мае нас ожидает возвращение изрядно подряхлевших героев сериала "Твин Пикс" Дэвида Линча. На минуточку, с момента выхода первого сезона прошло около двадцати семи лет. В мае же мы увидим "Чужой: Завет". Очень больших перерывов во франшизе не было, но в данном случае важно то, что продолжение снимает отец-основатель вселенной — сэр Ридли Скотт. Считается, что он облажался с "Прометеем", и поэтому ему нужно срочно очиститься перед зрителями и самим собой. Ну, и в октябре мы встретимся с сиквелом "Бегущего по лезвию" — "Бегущим по лезвию 2049". Между двумя частями фильма 35 лет. На этот раз Скотт ограничился ролью продюсера, а режиссировать фильм доверил Дени Вильнёву.

Ну, вы поняли: культовое кино возвращается на большие экраны. Конечно, ожидать многого от всего этого не стоит, но важно другое — тренд. Но мы же про 1990-е, не так ли?

30 марта в прокате стартовала экранизация/ремейк культового японского аниме "Призрак в доспехах". С момента выхода на экраны анимационного фильма в 1995 году за первой серией франшизы закрепилась репутация одного из самых сложных и любопытных явлений японской культуры, получивших широкое звучание на Западе. "Призрак в доспехах" наряду с "Акирой" считается ключевыми шедеврами аниме и вообще анимации и кино в принципе. И как водится, переснимать шедевры — дело не просто неблагодарное, но и часто невозможное.

Ну, что в итоге мы получили в экранизации?

А получили мы весьма нестыдную адаптацию культового продукта для широкой аудитории. Но главное даже не это. Мы получили шанс увидеть возрождение киберпанка.

Вот читаешь в Сети про "Призрак в доспехах": "это киберпанк". Ок. Все обычно этой фразой ограничиваются. А что такое киберпанк, знает кто-нибудь? И тем более — что такое японский киберпанк? А самое главное — что такое японский киберпанк в западном исполнении?

Киберпанк — это фантазии на тему будущего, в котором государства отошли на второй план и ключевое значение в социально-политической жизни начинают играть транснациональные корпорации, которые, кстати, частенько создают роботов, виртуальную реальность, кибернетические части тела или просто туда-сюда гоняют информацию. Собственно, оттого и стираются государственные границы, что новым субъектом общественного процесса становятся корпорации. Это первое. Второе — и это уже то, на чём делает акцент "японский киберпанк" — это киборгизация человеческих организмов. Здесь тело человека как тело перестаёт иметь ценность, и оно "улучшается" за счёт различных технологий. В случае японцев речь даже идёт о некоторой фетишизации. Чем больше в организме механики, тем круче.

Одним из первых и наиболее ярких проявлений японского киберпанка стала франшиза "Тэцуо, железный человек". Среди образцов жанра киберпанка в кино вообще такие важные вещи, как тот же "Бегущий по лезвию" Ридли Скотта, "Видеодром" Дэвида Кроненберга в 1980-е, "Джонни Мнемоник" Роберта Лонго, "Странные дни" Кэтрин Бигелоу, "Нирвана" Габриэле Сальватореса и "Экзистенция" снова Дэвида Кроненберга в 1990-е. Нельзя сказать, что в 2000-е киберпанка в кинематографе не было вообще, но такие яркие образцы, как в 1980-е и 1990-е, всё же найти трудно. Скажем так, широкие слои населения про него немножко забыли.

Таким образом, экранизация "Призрака в доспехах" — это не просто ещё один аргумент в пользу возвращения проверенного временем культового кино в популярную культуру, но и реанимация киберпанка — японского и вообще. Так что уже за это поблагодарим тех, кто позволил проекту состояться.

Сюжет простой: есть мозг погибшей девушки, который помещают в тело киборга, и она становится оружием в борьбе со злом на службе у государства. То есть корпорация работает как бы на госзаказах. Остальное увидите сами.

Но вот вопрос, насколько оправдала себя экранизация? В принципе, замечаний к ней мало. Фильм выдержан в духе анимационной версии "Призрака в доспехах". А лучшие сцены из аниме в кино воспроизведены почти буквально. Впрочем, оригинал более медитативный, философский и неспешный. Новая версия более "голливудская" и, вероятно, менее глубокая — в конце концов, зрителя сложно привлечь в кино, чтобы заставить поразмышлять над увиденным — ведь он-то идёт поразвлечься. То есть в экранизации старались сохранить как можно больше от оригинала, но при этом не отпугнуть тех, кто либо не знает аниме, либо ненавидит.

Лично меня немного не устраивает то, что роль главной героини отдали Скарлетт Йохансон. Но не потому, что у неё европейская внешность, за что на создателей ополчились некоторые критики, а потому, что она не совсем вписалась. Есть же, в конце концов, актрисы и пободрее. Но, признаться, она не так уж плоха — можно и потерпеть. Тем более её участие сбалансировано ролью Такеши Китано — здесь "Призрак в доспехах" снова возвращается к приёму "Запад встречает Японию". Китано на Западе знают больше других японских режиссёров, и потому его участие в фильме в некотором роде тоже своеобразный компромисс. К слову, Китано играл и в "Джонни Мнемонике" — образцовом киберпанке 1990-х. Так что кроме всего прочего он является связующим звеном старого "Призрака в доспехах", нового и западного киберпанка 1990-х. Как-никак, а дань традиции.

В общем, школьники и ребята постарше, новый "Призрак в доспехах" — вещь важная. Можно смотреть, отдавая дань традиции, с которой не знакомы. Ну и оригинал оцените: современному человеку нельзя не знать.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров