Уведомления отключены

28 апреля 2017, 12:37

Учёные: Марсианский грунт идеален для производства кирпичей

Фото: © Kinopoisk/"Марсианин"

На Красной планете кирпич можно получать простой прессовкой грунта, без печей для обжига и связующих полимеров — что резко упростит возведение там баз и укрытий.

Исследователи из США обнаружили, что герметичные убежища на Марсе можно делать из местного грунта, образующего твёрдые, как скала, кирпичи после простой процедуры умеренного сжатия. Соответствующая статья опубликована в Scientific Reports.

image

Делать кирпичи из марсианского грунта оказалось намного проще, чем из земной глины. Достаточно лишь несильного уплотняющего удара!

Исследователи сперва пытались просто получить кирпичи из аналога марсианского грунта, не используя печей для обжига. Такой грунт делают в NASA, тщательно воспроизводя состав тех образцов, которые марсоходы уже проанализировали на Красной планете. Чтобы получить из него прочные кирпичи без обжига, предполагалось добавлять полимерное связующее. Однако эксперименты показали, что, уложив аналог грунта в резиновую форму и затем нанеся по ней несильный удар (слабее удара пятикилограммового молота, падающего с одного метра), можно получить твёрдый кирпич толщиной примерно 2,5 сантиметра.

Испытания на разрушение показали, что нарезанные куски такого кирпича по прочности не уступают железобетону — даже несмотря на то, что кирпич лишён арматуры. Газопроницаемость изделия оказалась на уровне твёрдых скальных пород. Это значит, что оно подходит для возведения герметичных убежищ с пригодной для дыхания атмосферой.

Причина таких необычных качеств марсианского грунта — в имеющихся в нём оксидах железа, придающего ему оранжевый оттенок. При сжатии частицы плотно слипаются, образуя естественное связующее, отсутствующее в земных породах.

Исследование имеет заметную практическую значимость. Ранее получение кирпичей в условиях Марса считалось возможным либо после обжига, либо с помощью полимерных связующих. Последние пришлось бы везти с Земли, что очень дорого. А печи для обжига на химическом топливе требовали бы кислорода, которого на Красной планете в атмосфере нет. Печь от небольшого атомного реактора делала бы необходимым строительство инфраструктуры на месте. Теперь всё это оказалось ненужным, а получение строительных материалов из местных природных ресурсов — простым и относительно быстрым.