26 августа 2017, 07:30

Звёздные войны: история советского военного космоса

Космические и военные исследования зачастую шли рука об руку. Именно усилиями военных специалистов были запущены первый спутник и первые космонавты. Лайф рассказывает о самых значимых и интересных военных космических проектах советской эпохи.

Коллаж © L!FE  Фото: © Wikipedia.org, NASA

Вглядываясь в звёздное небо, наполненное невидимыми глазу спутниками и космическими станциями, стоит помнить, что для всего мира космос открыли именно военные. Военные бюджеты, технологии и собранные инженерные команды помогли человечеству впервые заглянуть туда, за атмосферу, в чёрное и неизведанное космическое пространство.

В Советском Союзе военный космос тоже был в приоритете. За тридцатилетнюю историю советские инженеры и конструкторы создали множество интересных и сложных военных проектов. В этой статье мы собрали самые интересные и важные, на грани научной космонавтики и исключительно военных, предназначенных для поражения противника разработок.

Первый полёт

Собственно, и полёты в космос появились во многом благодаря военным. Используя накопленный немцами за годы Второй мировой войны опыт создания ракет "Фау-2", советские и американские специалисты начали с максимальной скоростью создавать своё ракетное оружие. Американцам досталась охапка козырей в виде профессора Вернера Фон Брауна и вывезенных с завода "Миттельверк" 100 тонн трофейного груза (ракеты, двигатели, запчасти). Советские специалисты получили лишь детали "Фау-2" и смогли собрать несколько исследовательских групп из инженеров рангом пониже.

Однако именно СССР принадлежит первенство выведения объекта в космос. В октябре 1957 года на орбиту Земли вышел ПС-1 ("Простейший спутник — 1") — первый искусственный спутник Земли. И вывела его в космос первая советская баллистическая ракета Р-7. Да, созданная изначально с целью поражения противника, ракета Р-7, детище Сергея Королёва, открыла человечеству космос. Не будь военных, ещё неизвестно, сколько времени бы прошло до постройки первой научной ракеты.

Стоит отметить, что и у США история покорения космоса аналогичная. Спустя короткое время после СССР американцы запустили сразу два искусственных спутника Земли. Одним из них был армейский проект "Эксплорер", создававшийся под руководством немецкого конструктора Вернера фон Брауна, вторым — проект Военно-морских сил США "Авангард". И в том и в другом случае исследования космоса вели исключительно военные структуры.

Впоследствии все космические гражданские исследования до сих пор были максимально завязаны на военных. Собственно, все ракеты-носители "Союз", при помощи которых до сих пор в космос выводятся и грузовые, и пилотируемые космические корабли, вышли из той же самой баллистической ракеты Р-7.

Нагнетая обстановку

Для организации управления космической деятельностью в 1960 году в Министерстве обороны СССР было образовано 3-е управление Главного управления ракетного вооружения. Это структурная часть ракетных войск, ещё недавно бывших в ведении артиллерии. В 1964 году Управление было преобразовано в Центральное управление космических средств (ЦУКОС) Министерства обороны, а в 1970 году — в Главное управление космических средств (ГУКОС) Министерства обороны СССР. Космос по-прежнему подчинялся ракетчикам, что было очень логично, учитывая профиль совместных задач — создание ракет, способных покидать атмосферу Земли и выходить на баллистическую траекторию.

Разницы особой нет, запускать ракеты на орбиту или к противнику. Такой логикой и руководствовалось Министерство обороны. Однако год за годом космос набирал обороты, управление росло и уже к 1982 году ГУКОС и подведомственные ему части были выведены из состава Ракетных войск стратегического назначения и подчинены непосредственно министру обороны СССР. Так было создано Управление начальника космических средств Министерства обороны.

За это время как советские, так и американские военные успели провести в космосе несколько ядерных взрывов, чтобы проверить, как это будет. СССР провёл четыре испытания в космосе и одно в верхних слоях атмосферы. Первые два испытания в октябре 1961 года были проведены маломощными зарядами с целью исследования физических свойств радиации в космосе. Вторая серия прошла в октябре и ноябре 1962 года в разгар Карибского кризиса. Мощность взрывов составила 300 и 800 килотонн, а последнего — 1 мегатонну. Цель этих испытаний заключалась, как и на второй серии у американцев, в изучении возможностей использования ядерных взрывов в космосе для борьбы с баллистическими ракетами противника.

Однако уже 5 августа 1963 года в Москве был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой (он также известен как Московский договор). Сторонами договора являлись СССР, США и Великобритания, впоследствии к ним присоединилось еще 128 государств.

1. Космическое пространство открыто для исследования и использования всеми государствами без какой-либо то ни было дискриминации.
  2. Космическое пространство не подлежит национальному присвоению никакими способами.
  3. Принцип неприменения силы или угрозы силой распространяется и на космическое пространство.
  4. Не производить ядерные взрывы в космосе, не выводить на орбиты вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами ОМУ, не устанавливать такое оружие на небесных телах.
  5. Запрещается создание на небесных телах военных баз, испытание любых типов оружия и проведение военных манёвров.
  6. Государство, в регистр которого занесён объект, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом во время его нахождения в космосе.
  7. Государство несёт международную ответственность за ущерб, причинённый его объектом в космосе другому государству.
  8. Государства обязались не чинить помех национальным техническим средствам контроля других государств.
  9. Государства обязались запретить военное воздействие на космическое пространство.

Подобное ограничение сильно ударило по различным проектам, предполагавшим использовать космос. Например, так и не состоялся проект 1962 года Р-36орб (орбитальный). Он предполагал вывод боевой части баллистической ракеты на орбиту. Там боеголовка могла находиться длительное время, чтобы в нужный момент, набрав скорость, атаковать противника прямо из космоса.

Против такой атаки практически все средства противоракетной обороны того времени были бессильны. Да и современные ПРО в основном работают на перехват ракеты на маршевом участке полёта, когда есть время засечь и выпустить противоракету, а главное — понятны вектора нанесения атаки. В случае с внезапным ударом из космоса это бы никак не помогло. Во многом именно разработка такого оружия и послужила толчком к подписанию договора.

Звезда и алмаз

Все последующие годы военные в космосе во многом наращивали количество спутников, предназначенных для наблюдения за противником, обеспечения связи. Стоит упомянуть ещё один проект, создававшийся исключительно в военных целях, правда, у него оказалась незавидная судьба.

Это "Звезда" — советский специальный многоместный военно-исследовательский пилотируемый космический корабль. Разрабатывавшийся в 1963–1968 годах, он должен был обеспечить возможность запускать космический корабль с военными космонавтами на борту, способными даже уничтожать спутники противника при помощи скорострельной пушки.

В 1964 году на базе модифицированного корабля "7К-ОК" было предложено создать пилотируемый орбитальный инспектор "Союз-П" и боевую модификацию "Союз-ППК" с восемью мини-ракетами на борту. Правда, работы над ним в 1965 году были прекращены в связи с выходом на орбиту прототипов будущих автоматических спутников-перехватчиков "Полёт-1" и "Полёт-2" разработки ОКБ-52 под руководством В.Н. Челомея.

Тогда было решено создать военно-исследовательский корабль под грифом 11Ф73, впоследствии он получил название "Звезда". Экипаж корабля состоял из двух человек. Ложементы располагались в спускаемом аппарате таким образом, что космонавты сидели рядом, но навстречу друг другу.

Для военных исследований предполагался основной прибор "Звезды" — оптический визир ОСК-4 с фотоаппаратом. Наблюдение за нужным участком земной поверхности происходило следующим образом. Один из космонавтов садился на специальное сиденье, похожее на гоночный велосипед. Нагибая голову, он наблюдал за земной поверхностью и мог фотографировать нужные области.

Сверху на "Звезде" была установлена небольшая скорострельная авиационная пушка разработки конструкторов А.Э. Нудельмана и А.А. Рихтера НР-23. Она была приспособлена для стрельбы в вакууме и предназначалась для защиты военно-исследовательского корабля от вражеских кораблей-инспекторов и спутников-перехватчиков. Пушка была закреплена на корабле неподвижно, и наводить её предлагалось, маневрируя всем кораблём.

Для прицеливания имелся специальный визир, а наземные испытания на специально созданной платформе показали, что космонавт, расходуя очень небольшое количество топлива, может спокойно наводить на цель и поражать её. Отдача почти не влияла на направление корабля и могла быть в любой момент скорректирована.

Более того, на борту "Звезды" предлагалось поставить два радиоизотопных термогенератора. Эти генераторы преобразовывали тепло, получаемое при радиоактивном распаде плутония, в электрическую энергию. Опыты показали, что радиация, получаемая от них космонавтами, практически не отличалась от естественного фона на Земле. К сожалению, из-за внутренних противоречий в руководстве программа была закрыта. На основе "Звезды" были созданы беспилотные станции "Алмаз", они тоже не были доведены до конца и в итоге полетели в космос как разведывательные спутники.

Лазеры в космосе

За использование лазеров в космическом пространстве отвечал проект "Скиф-ДМ" — восьмидесятитонная боевая лазерная орбитальная платформа. Для сравнения, масса МКС, которая постоянно "прирастает" новыми модулями и создана усилиями нескольких государств, всего в пять раз больше. Для первого запуска был выполнен массогабаритный макет платформы, оснащённый небольшим (по сравнению с проектным) 100-киловаттным лазером.

Запуск комплекса состоялся 15 мая 1987 года. Две ступени сверхтяжёлой ракеты "Энергия" отработали успешно. Через 460 секунд после старта "Скиф-ДМ" отделился от ракеты-носителя на высоте 110 километров. Но произошла ошибка в результате нештатной работы бортовых систем "Скифа" — он не вышел на заданную орбиту и по баллистической траектории упал в Тихий океан.

В 1987 году финансирование проекта уменьшили, и последующие запуски не проводились. Лазерную установку мощностью в один мегаватт стали испытывать в воздухе при помощи летающей лаборатории, созданной на базе транспортного самолёта Ил-76МД. Лаборатория получила название А-60, и с перерывом на 1990-е в стране продолжалось изучение возможностей использования лазерного оружия в воздухе и безвоздушном пространстве. Работы в летающей лаборатории А-60 по усовершенствованию и модификации специального комплекса и его систем ведутся и сейчас на базе аэродрома Пушкин в Ленинградской области.

Энергия атома

Отдельно стоит рассказать и о военных спутниках с ядерной силовой установкой. Подобные космические аппараты создавались с 1965 года по 1987-й и были известны как серия советских спутников, входящих в состав системы морской космической разведки и целеуказания МКРЦ "Легенда".

Эти спутники имели активную радарную установку, а так как радар требует как можно более близкого расположения к наблюдаемым объектам, то выводились они на достаточно низкую для подобных спутников 270-километровую орбиту, что не позволяло в полной мере использовать солнечные батареи. Также солнечные батареи не могут вырабатывать достаточно электроэнергии для питания радара и не работают в тени Земли. Поэтому в спутниках этой серии было решено устанавливать бортовую ядерную энергетическую установку БЭС-5 "Бук", специально разработанную для этих целей. Вес спутников серии "Легенда" составлял около 3800 килограммов, из которых 1250 кг весил реактор.

Всего за это время было создано и запущено более тридцати таких спутников. В 1978 году произошёл самый известный инцидент с советским спутником, оснащённым ядерной установкой. Военный аппарат "Космос-954" сошёл с орбиты и разрушился при входе в атмосферу. Его радиоактивные осколки упали на значительную территорию севера Канады. По результатам расследования Советский Союз выплатил более десяти миллионов долларов компенсации.

Наши дни

И в настоящее время большинство спутников, запущенных государством, — или военные, или имеют двойное назначение. Сейчас лишь один спутник из всех действующих можно назвать целиком научным. По состоянию на 2016 год российская военная группировка составляла от 120 до 160 космических аппаратов. Их количество остаётся стабильным, военные не гонятся сейчас за их увеличением, а лишь пополняют группировку, выводя новые аппараты взамен вышедших из строя.

Немалую роль в уменьшении числа космических запусков сыграла всё увеличивающаяся длительность работы спутников, особенно это касается спутников-шпионов. Современные аппараты могут работать по нескольку лет, в то время как лет тридцать назад срок их службы составлял две-три недели.

России по-прежнему есть чем похвастаться в космосе, и пусть за последние годы он стал гораздо более мирным, можно не сомневаться: идею использовать космическое пространство в военных целях не оставила ни одна из стран, дотянувшихся до земной орбиты.