Древние европейские женщины искали мужей на стороне
Обитатели Южной Германии четыре тысячи лет назад брали невест из восточных регионов, вплоть до территории современной Чехии.
Учёные из Мюнхенского университета имени Людвига и Максимилиана (Германия) с помощью изотопного анализа установили, что жёны древнего населения южной Германии, как правило, были не местными — они мигрировали за сотни километров из более восточных областей. Вероятно, с ними шёл и перенос элементов культуры других народов. Соответствующая статья опубликована в Proceedings of the National Academy of Sciences.
Изотопы стронция в зубах 84 скелетов людей, умерших вблизи современного Аугсбурга 1650–2500 лет назад, неожиданно оказались распределены очень неравномерно. Выделились две большие группы, у одной из которых стронция было заметно меньше. Стронций накапливается в организме всю жизнь и не выводится из него. Поэтому люди, родившиеся и выросшие в разных местностях, будут иметь разное количество стронция в зубах, даже если после совершеннолетия жили в одном месте и питались одинаковой пищей.
Женские скелеты из изученной группы показывали такое же соотношение разных изотопов стронция, что и жители современной Восточной Германии и Чехии. Эти местности отстоят от района их захоронения на многие сотни километров. Авторы работы отмечают, что похоронены они по тем же ритуалам и с тем же инвентарём, что и немногочисленные женские скелеты местного происхождения. Это исключает вариант того, что не местные женщины — рабыни, захваченные в завоевательных войнах. Захоронения рабов резко отличаются от обычных бедным инвентарём, а иногда и обрядом погребения.
Исследователи полагают, что найденные скелеты указывают на практику, нашедшую отражение во многих сказках и легендах индоевропейских народов, а именно на поиск невест в далёкой земле. Жители поселений Южной Германии в ту пору группировались на небольших хуторах, где близкородственное скрещивание могло привести к опасным последствиям. Поэтому для них логично было брать невест из возможно более далёких земель. Выросшие в этих местах женщины, скорее всего, также выдавались замуж за мужчин, живущих далеко от их родных мест. Такая практика должна была способствовать культурным и лингвистическим заимствованиям, обмену обычаями и некоторыми технологиями — например, связанными с прядением, в те времена бывшим женской работой.