Учёные: Наночастицы тату-чернил оседают в лимфоузлах

Фото © Flickr/Nick Normal

Главной опасностью татуировок могут быть не нестерильные иглы для их набивки, а наночастицы чернил, которые накапливаются в лимфатических узлах под кожей.

Специалисты из Германии и Франции представили доказательства того, что в татуировках опасность для здоровья человека могут представлять состав и строение чернил. Наночастицы таких чернил разносятся по организму и накапливаются в лимфатических узлах, из-за чего те увеличиваются. Соответствующая статья опубликована в журнале Scientific Reports.

<p>Фото © Christian Seim/American Association for the Advancement of Science (AAAS). Миграция наночастиц чернил для татуировок в лимфатические узлы.</p>

При нанесении татуировки чернила проникают в микроранения кожи, образованные с помощью специальных игл. Иммунная система воспринимает частицы этих чернил как чужеродные объекты, вследствие чего на месте татуировки и вблизи него несколько дней сохраняется покраснение и воспаление. Однако в ряде случаев реакция иммунной системы может длиться недели и месяцы. Учёные предположили, что дело в распространении чернил для татуировок по телу, и проверили эту гипотезу с помощью Европейской установки синхротронного излучения (ERSF).

Рентгеноспектральный микроанализ образцов татуированной кожи и прилежащих тканей, взятых у донора, показал, что наночастицы тату-чернил накапливаются в лимфатических узлах. Более крупные микрочастицы их не достигают. Один из компонентов чернил, попадающий в лимфоузлы, — диоксид титана, TiO₂. Он придаёт чернилам белый цвет либо осветляет их оттенок в зависимости от наличия других пигментов. Известно, что татуировки белого цвета дольше заживают, и полученный исследователями результат — одно из объяснений этого явления. Лимфатических узлов достигают и органические вещества в составе чернил, и ряд других соединений металлов.

Учёные не нашли подтверждения тому, что наночастицы тату-чернил через какое-то время удаляются из лимфоузлов. Судя по всему, они остаются там надолго, вероятно даже на всю жизнь. Также исследователи обнаружили изменения структуры тканей, прилегающих к наночастицам (главным образом соотношение белков различных конформаций и липидов в них). Это может быть причиной проблем с иммунитетом, иногда возникающих после нанесения татуировок. Поэтому авторы советуют обращать внимание на состав чернил перед этим процессом.