14 сентября 2017, 06:00

Эффективность диет научились определять по фекалиям

Лишь половине жителей Дании подходит рекомендованная медиками диета, так как эти люди имеют нужные кишечные бактерии.

Специалисты из Дании выяснили, что заверенный местными нутрициологами рацион для похудения помогает снизить вес только тем, у кого в кишечной микрофлоре преобладают микроорганизмы Prevotella. Состав микробиома кишечника проще всего определить по анализу фекалий. Соответствующая статья опубликована в International Journal of Obesity.

Известно, что обитающие в кишечнике симбиотические бактерии влияют на многие аспекты физиологии человека, в том числе на его вес. У склонных к ожирению преобладают определённые типы симбиотических микроорганизмов. Диетологи из Копенгагенского университета решили проверить, влияет ли состав кишечной микрофлоры на эффективность похудения.

В исследовании, длившемся 26 недель, приняли участие 62 мужчин и женщин. Из них половина ела те же продукты, что и обычно, а половина придерживалась так называемой новой скандинавской диеты (New Nordic diet), разработанной специально для снижения веса жителей северных стран. Новая скандинавская диета богата овощами, фруктами и клетчаткой. Количество потребляемой пищи не было ограничено.

Перед началом исследования у испытуемых брали образцы фекалий и анализировали, каких бактерий в них больше — Prevotella или Bacteroides. Таким же должно быть соотношение различных микроорганизмов в кишечнике. Добровольцы примерно поровну разделились на группы тех, у кого преобладали Prevotella либо Bacteroides.

Зависимость веса испытуемых от преобладания в их кишечной микрофлоре бактерий Prevotella или Bacteroides.

В среднем те, кто придерживался новой скандинавской диеты, за полгода избавились от 3,5 кг. Те, кто не ограничивал себя в пище, сбрасывали в среднем 1,7 кг. Но независимо от того, чем в течение 26 недель питались участники эксперимента, больше килограммов сбрасывали те, у кого было больше Prevotella, чем Bacteroides. Добровольцы с преобладанием Bacteroides даже на новой скандинавской диете не теряли вес.

Такие результаты означают, что наиболее эффективный рацион для похудения имеет смысл подбирать в первую очередь по составу кишечной микробиоты. Даже проверенная диета может оказаться бесполезной, если бактерии-симбионты у конкретного человека "не поддерживают" эффективную переработку такой пищи.