В отпуск на ракете: уничтожит ли Илон Маск авиаперевозки?

В отпуск на ракете: уничтожит ли Илон Маск авиаперевозки?

Коллаж © L!FE. Фото © Shutterstock Inc// SpaceX

11473
На Международном конгрессе Илону Маску вновь удалось всех удивить. Он пообещал создать сверхтяжёлую ракету, при помощи которой станут возможны межконтинентальные пассажирские перевозки.

Раз в год, на Международном конгрессе по вопросам астронавтики, Илон Маск, создатель компании SpaceX, традиционно шокирует и нервирует весь остальной космический мир. Его речь подобна выступлению на встрече бывших одноклассников, когда вчерашний ботаник рассказывает о том, что уже построил дом на Рублёвке. Таких не любят и даже могут побить, только ситуации это не изменит: дом на Рублёвке уже стоит и оглядываться на злопыхателей ботаник явно не будет, а лишь утроит усилия.

Верю — не верю

<p>Фото © REUTERS/Brian-Snyder</p>

Что же Маск наобещал всему миру в этот раз? Чем можно удивить мировую космическую общественность, уже фраппированную в прошлом году планами по покорению Марса? Оказывается, космический выскочка планирует — ни много ни мало — перекроить всю систему космических полётов и сделать это менее чем за семь лет.

Не спешите злорадно улыбаться: "Мели, Емеля, твоя неделя", — за последние несколько лет Маск уверенно подобрал под себя не только основные мировые коммерческие пуски, но и государственные, запуская даже военные секретные спутники за совсем уж нескромные деньги. Можно кивать на то, что NASA помогло, но это уже совсем как в детстве: у нас доблестные разведчики, а у них подлые шпионы. Мы осуществляем протекционистскую политику, а они мерзко помогли.

В любом случае, дело сделано, о чём Маск не преминул рассказать в первой части своего выступления. 16 успешных посадок первой ступени стали практически рутиной и уже никого не удивляют. Двадцать запусков, запланированных на год, сравнимы с успехами космических лидеров — США и России, а переносы сроков — ну что же, они есть у всех. И давайте камнями кидаться будут только те, в чьей космической программе такого не случалось.

Big Fu..ing Rocket

Главным блюдом выступления стала презентация новой космической программы — Big Falcon Rocket. Про прошлогодний вариант ракеты к Марсу можно забыть, Big Falcon Rocket — новая вершина, к которой идёт вся компания SpaceX. В чём основные отличия? Ракета похудела почти вдвое, теперь её диаметр такой же, как и у старших Falcon, — всего девять метров, полная масса уменьшилась с 10 000 тонн до 4400. Эти изменения неслучайны, теперь Big Falcon Rocket можно создавать на тех же сборочных мощностях, что и Falcon 9, без глобальной модернизации.

Полезная нагрузка составит 150 тонн, что однозначно оставляет эту разработку в категории сверхтяжёлых ракет-носителей. Пока на такую цифру даже никто не замахивается, создаваемая под патронажем NASA Space Launch System может похвастаться лишь 131 тонной в максимальной комплектации. Тягу для такой громадины будет обеспечивать 31 двигатель. При этом предполагается, что Big Falcon Rocket сможет возвращать на Землю из полёта до 50 тонн, что сравнимо с загрузкой крупного транспортника, например Ил-76. В сравнении с нынешними несколькими тоннами, это звучит совсем фантастически.

Ещё более невероятно звучат сроки создания. Предполагается, что первый экземпляр Big Falcon Rocket будет готов уже в 2022 году, а к 2024 году четыре такие громадины будут использоваться во благо человечества и финансов ради Илона Маска. Big Falcon Rocket — это проект изначально многоразовой ракеты. Предполагается, что она будет состоять из двух ступеней и каждая из них будет возвращаться на Землю самостоятельно. Первая разгонная будет садиться, как ступени Falcon 9, сразу после выполнения своей миссии возвращаясь обратно на космодром. Вторая же будет приземляться на месте назначения, используя свои двигатели. Посадка будет осуществляться также в вертикальном положении.

Если сказанное до этого звучало фантастикой, озвученные цены и вовсе выглядят лютым фэнтези с орками, эльфами и самой настоящей магией. Себестоимость ракеты Илон Маск определяет как меньше, чем у большинства современных пассажирских самолётов. И если огромный Airbus A-380 можно купить, имея в кармане 480 миллионов долларов, то более популярный A-320-200 стоит всего 70 миллионов долларов. При этом запуск той же многострадальной SLS будет стоить более 500 миллионов долларов. А тут за меньшие деньги Илон Маск предлагает многоразовый проект.

Все работы хороши, выбирай на вкус

<p>Фото © SpaceX</p>

Но зачем? Кому нужны такие ракеты? Если даже проекты обычных сверхтяжёлых ракет находятся под прицельным огнём критиков как потенциально ненужные и бесполезные. Тут же Илон Маск говорит о создании четырёх многоразовых сверхтяжёлых ракет. Найдётся ли столько полезной нагрузки?

По его мнению, да, и даже до начала колонизации Марса и строительства базы на Луне Big Falcon Rocket не будет пылиться на складе в ожидании подвига. Во-первых, выведение на орбиту спутников и полёты к Международной космической станции. Можно сразу привезти им еды на год. При заявленной цене запуска ниже, чем у нынешней Falcon 9, и даже ниже, чем Falcon 1, это будет очень и очень дешёво. Falcon 9 сейчас можно запустить за шестьдесят с лишним миллионов долларов рыночной цены.

Дальше Маск говорит о чём-то совсем невероятном — пассажирских перевозках в пределах Земли. Хотите слетать на ракете из Москвы в Нью-Йорк за полчаса? Тогда едете не в Шереметьево, а сразу на космодром, там ждёте запуска, занимаете место — и вуаля. Герметизированный объём пассажирской капсулы, интегрированной во вторую ступень Big Falcon Rocket, — 825 кубометров, а это больше, чем у любых современных авиалайнеров.

Вот только с ценой никак не бьётся. Предположим даже, что запуск такого монстра получится делать за смешные по нынешним временам 25 миллионов долларов. И запихнём мы в ракету аж тысячу человек, и завтрак им не дадим, и в туалет пускать не будем для экономии. Всё равно получается цена билета в 25 000 долларов, что даже с учётом экономии времени и посещения бесплатной космической экскурсии очень дорого. Впрочем, стоит подождать, может быть, нам разъяснят, что же имелось в виду. Скорее всего, имелось ещё более серьёзное сокращение стоимости запуска.

Маленький шаг одного человека

<p>Фото © SpaceX</p>

Впрочем, даже уже задумка таких межконтинентальных перевозок — это огромный шаг вперёд. До сегодняшнего дня никто просто всерьёз даже не рассматривал такую возможность, только теоретические высказывания, но никак не просчёты подобных решений. Это звучит как фантастика, выглядит фантастикой, и вполне возможно, останется фантастикой.

С другой стороны, денег за просмотр попытки перемещения в будущее в ракетными перевозками и огромными многоразовыми ракетами с нас не берут. Не слезая с дивана, мы можем спокойно следить за попытками одного человека поменять всю существующую систему. И даже если у него ничего не получится, а мечта о больших и белых ракетах-соколах рассыплется как дым, мы ничего не потеряем.

С другой стороны, сделано уже слишком много, чтобы не воспринимать самые фантастические прожекты Илона Маска с определённой долей серьёзности. Ведь скажите лет десять назад крутым специалистам по космосу о создании рабочей системы возвращаемых первых ступеней силами частной компании — и над вами бы очень громко и весело посмеялись. Сейчас это уже не смешно, а более чем реально. Делайте ваши ставки.

  • Популярные
  • По времени
Публикации
не найдены
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×
Скачайте в App Store
#Первые по срочным новостям!
Загрузите на Google Play
#Первые по срочным новостям!