Уведомления отключены

24 января 2018, 14:59

Сухие экзопланеты позволяют своим обитателям не свариться заживо

Фото: © flickr / .:Element2048:.

В отличие от планет вроде Земли сухие тела, не покрытые океанами, намного устойчивее к жаре и не губят жизнь на своей поверхности влажным парниковым эффектом.

Астрономы из Японии попробовали выяснить, какая планета более подвержена угрозе потери жидкой воды через "влажный" парниковый эффект. Так называют состояние, когда водяные испарения насыщают всю атмосферу, после чего её вода быстро теряется в космос. Обнаружилось, что чем суше планета, тем дольше она сохранит свою воду в условиях тёплого климата. Новые данные означают, что Земля уязвимее для такого сценария, чем сухие экзопланеты. Соответствующая работа принята для публикации в Journal of Geophysical Research, а с её текстом можно ознакомиться на сервере препринтов Корнелльского университета.

В настоящее время из-за глобального потепления температура на Земле растёт. Вдобавок светимость Солнца медленно, но неуклонно увеличивается. Это порождает в научном сообществе опасения: по предварительным расчётам, при увеличении светимости Солнца на 5–10 процентов на Земле может начаться влажный парниковый эффект. Так называют состояние насыщенности атмосферы водяным паром, когда влажный воздух массово достигает стратосферы. В стратосфере, выше озонового слоя, много ультрафиолета, разлагающего воду на водород и и кислород. Водород при этом улетучивается в космос, а планета — безвозвратно теряет много воды. Именно так лишились воды Луна и Марс.

Авторы новой работы решили прояснить, насколько большая светимость звезды требуется для того, чтобы у её планеты начался смертельно опасный влажный парниковый эффект. В качестве "образца" взяли два варианта моделируемой планеты земных размеров (с земной атмосферой). Первая не имела водоёмов на поверхности, вторая — покрыта сплошным океаном. Моделирование показало, что первая планета становится жертвой влажного парникового эффекта при светимости звезды в 180 процентов от светимости современного Солнца на орбите Земли.

А вот для планеты-океана влажный парниковый эффект начинался намного раньше. Большая поверхность водоёмов ускоряла начало интенсивного испарения воды и насыщение воздуха водяным паром. Уже при светимости её звезды в 130 процентов от современной солнечной моделируемая экзопланета начинала резко терять воду. Более того, условия на ней для современной сложной земной жизни были бы не слишком комфортными. Влажность, близкая к стопроцентной, соседствовала там с высокими температурами. Моделируемая планета фактически стала довольно горячей "мокрой" баней.

Из работы следует, что современная Земля заметно дальше от климатического апокалипсиса, чем считалось ранее. В ближайший миллиарда лет светимость Солнца не вырастет даже на 30 процентов. Поэтому сценарий перегрева в ближайшее время планете не угрожает. С другой стороны, работа показывает, что понятие "зона обитаемости" может быть довольно гибким. Для сухих планет её внутренняя граница заканчивается заметно ближе к своей звезде, чем для более влажных, подобных Земле. В ближайшие годы астрономы получат телескопы, в которые можно различить водоёмы на поверхности планет земного типа. Соответственно, станет проще отличать тела, действительно пригодные для жизни, от тех, что для жизни непригодны.