12 февраля 2018, 14:43

Антропологи: Искусство возникло благодаря копью

Согласно новой гипотезе, метание копий способствовало развитию пространственного мышления и художественного искусства.

Ричард Косс (Richard Coss) из Калифорнийского университета (США) выдвинул теорию, согласно которой способность рисовать возникла у человека в связи с использованием им метательных копий, в то время как неандертальцы использовали лишь ударные копья. Тренировка пространственного мышления сыграла, по Коссу, важную роль в совершенствовании умственных способностей Homo sapiens и развитии у них искусства. В то же время автор никак не комментирует данные последних лет, согласно которым метательное оружие применяли ещё Homo erectus, а прилично рисовать умеют даже слоны. Соответствующая статья опубликована в Evolutionary Studies in Imaginative Culture.

Косс фактически выдвигает новую теорию для окончательной фазы очеловечивания: по нему, важнейшую роль в этом процессе сыграло использование метательного оружия. Он считает, что визуализация бросания копья была необходима ранним Homo sapiens, чтобы добиться меткости на охоте. Живопись выросла из визуализации охоты, являясь своего рода тренировкой перед ней, полагает учёный.

Согласно Коссу, неандертальцы не имели возможности бросать копье и за счёт этого так и не смогли создать художественное искусство. По его мнению, они не располагали нужным для обоих этих действий строением теменной коры, которую обычно связывают с обработкой зрительной информации. Научившись пространственному мышлению, люди современного типа, по мысли автора, получили преимущество перед неандертальцами, почему и смогли вытеснить их путём военной агрессии.

Теория о связи метания оружия с живописью выглядит логичной, но вряд ли найдёт заметную поддержку среди антропологов. Причины этого двояки. Во-первых, ещё в 1990-х в Шёнингене (Германия) были найдены остатки восьми копий возрастом в 380–400 тысяч лет. Их метательные качества оказались ровно такими же, как у современных высококачественных спортивных метательных копий. Спортсмены, экспериментально метавшие реплики этих древних копий, отметили их удобство и хороший баланс. Считается, что копья были сделаны Homo heidelbergensis, предками классических неандертальцев, более примитивными существами, чем сами неандертальцы (судя по строению черепа). Это значит, что метательное оружие вовсе не было изобретено людьми современного типа.

Во-вторых, вовсе не очевидно, что для умения рисовать действительно нужно уметь использовать метательное оружие. Слоны, например, рисуют сами, без стимуляции со стороны людей. При получении минимального художественного образования они могут рисовать на уровне, вполне сопоставимом с первобытными людьми, что беззастенчиво эксплуатируется владельцами таких животных, заставляющими их работать за еду на жаре.

Хотя слоны широко используют подручные средства в качестве орудий — камни для разрушения преодолеваемых электроизгородей, кору для закрытия воды от испарения в жарких местах и прочее — они тем не менее никогда не использовали метательное оружие любых видов. Очевидно, если с задачей рисования справлялись слоны, а с задачей метания — ещё предшественники неандертальцев, то трудно предположить, что Homo sapiens выгодно отличались от неандертальцев только умением метать копья и рисовать.