Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
7 мая 2018, 07:00

Не надо слёз. Почему индийцы отказались от совместной разработки истребителя?

На прошлой неделе стало известно, что Индия выходит из совместного с Россией проекта по созданию многоцелевого истребителя пятого поколения FGFA. Проект штормило несколько последних лет, однако сейчас это похоже на финал одной из самых масштабных совместных разработок. Или всё-таки нет? Лайф разобрался, почему так получилось и что теперь делать.

Фото: © Shutterstock

Фото: © Shutterstock

В 2007 году стартовала совместная российско-индийская программа по созданию самолёта пятого поколения FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft). Её целью должно было стать создание многоцелевого истребителя на основе разрабатывавшегося в то время российского ПАК ФА. Предполагалось, что Индия получит самолёт как у России, но лучше и в максимально короткие сроки.

С тех пор прошло уже более десяти лет. За это время США приняли на вооружение F-35 Lightning II — второй самолёт пятого поколения — и начали его поставку заказчикам, Китай стал второй страной в мире, принявшей на вооружение истребитель пятого поколения, а проект FGFA так и остановился на разработке дизайна. Почему же так получилось?

Фото: © Википедия

Фото: © Википедия

На самом деле идея была прекрасная: две страны скидываются по шесть миллиардов долларов (Россия вносит свою лепту наработками и разработками), восемь лет работают совместно и получают на выходе практически идеальный многофункциональный истребитель пятого поколения. Ну не чудо ли? В 2007 году потенциальный рынок оценивался почти в тысячу самолётов, двести с лишним должна была купить Индия, столько же Россия и ещё где-то предполагалось найти покупателей, способных приобрести ещё 600 самолётов.

Индия рассчитывала на этот проект как на возможность получить истребитель пятого поколения быстро и недорого. Кроме самолётов военных интересовал ещё и доступ к самым современным российским технологиям. Россия была заинтересована в индийских деньгах: предполагалось, что полученные деньги отправятся прямиком на постройку самолётов пятого поколения для российской армии.

Увы, но почти сразу всё пошло не совсем так.

Самолёт мечты

Что именно должно быть у самолёта, чтобы причислить его к пятому поколению? Увы, точного ответа не даст никто. Каждая страна считает по-своему, хотя в нескольких пунктах сходятся почти все. Истребитель пятого поколения должен быть малозаметным, сверхманёвренным, многофункциональным и иметь возможность летать на сверхзвуковых скоростях без использования форсажа.

Что же предлагалось улучшить по сравнению с исходным истребителем ПАК ФА, ныне Су-57? И почему было нельзя дождаться и купить просто российские Су-57? Основной вопрос, как обычно, заключался в технологиях. При покупке самолётов даже при условии финальной сборки на территории страны, как это происходит сейчас с Су-30 МКИ, доступа к самым современным российским радарам и авионике индийские военные бы не получили.

К сожалению, принцип "Разбери и скопируй" с современными технологиями не проходит, времена не те. Именно поэтому Индия не рассматривала покупку истребителей пятого поколения у США, там ещё меньше шансов получить не только самолёт, но и технологии для самостоятельного использования.

Кроме того, индийцы старательно, хоть и не совсем успешно реализуют государственную программу "Делай в Индии", знакомую отечественным читателям как импортозамещение. В военной сфере успехи не очень поражают. Особенно грустно выглядит программа создания отечественного лёгкого истребителя HAL Tejas, тянущаяся с 1983 года, и попытка постройки боевого танка Ardjun — дорогого и во многом уступающего российским конкурентам.

Тем не менее индийцы хотели свой самолёт. Предполагалось внести 43 изменения — от совсем больших до совсем маленьких. Во-первых, предполагалось, что в FGFA будет два лётчика (по крайней мере, на нескольких машинах первого этапа), если точнее, то пилот и оператор вооружения. Подобная схема позволяет разгрузить лётчика, на которого во время боя и так ложится слишком много задач — пилотирование, прицеливание, выбор оружия, своевременное реагирование на датчики. Кроме того, двухместная версия очень удобна для перехода на новый тип самолётов, используемый в качестве учебно-боевых. Стоит отметить, что остальные страны, создавшие истребители пятого поколения, отказались от создания двухместных вариантов, переложив обучение на тренажёры.

Истребитель Tejas. Фото: © Википедия

Истребитель Tejas. Фото: © Википедия

Кроме прочего индийцы предлагали российской стороне разработать и реализовать модульную концепцию двигателей для уменьшения стоимости обслуживания самолёта. Предлагавшиеся на тот момент двигатели для Су-57 их тоже не устраивали, чуткая индийская душа требовала больше мощности.

Отдельно Индия настаивала на максимальном использовании композитных материалов. Ну и, естественно, предполагалось, что композитные детали будут производиться в Индии на местном производстве. Также в числе требований стояло использование самолётом индийских ракет и других типов вооружения, что логично, зря что ли разрабатывали и деньги тратили. По итогу предполагалось, что стоимость одного самолёта по проекту FGFA будет около 100 млн долларов, примерно в такую же сумму обошёлся бы при покупке более лёгкий однодвигательный американский F-35 (от 88 до 108 млн долларов в зависимости от версии).

Все остальные параметры будущего чудо-самолёта были либо засекречены, либо явно переписаны с донорского Су-57. Проще всего оказалось с дизайн-проектом. 295 млн долларов и несколько лет работы позволили поставить в графе "сделано" жирный плюс, хотя бы один. Дальше всё двигалось так же, как и обычно в Индии.

А теперь танцы

Стоит отметить, что индийские военные, а также проводимые в Индии тендеры давно стали притчей во языцех. Для того чтобы добиться хорошей цены, индийцы ведут себя практически как на базаре с поправкой на современные технологии. В прессе выходят статьи, порицающие предыдущий выбор. "Всё пропало. Русские танки, купленные в последний раз, совсем плохи, лучше бы мы купили любых других, пусть даже старых и неисправных". Индийцы рассказывают, что теперь они будут выбирать совсем других поставщиков, и подобный ритуальный танец может продолжаться несколько лет.

После этого вступают в дело военные, уверяющие, что проблемы, конечно, есть, но их нужно решать, поэтому дайте скидку, новые цены и мы обязательно договоримся. Подобные периоды сменяют друг друга, но обязательны практически для всех индийских тендеров.

Фото: © РИА Новости/Евгений Биятов

Фото: © РИА Новости/Евгений Биятов

Отдельно стоит упомянуть тендер MMRCA, получивший название "праматерь всех тендеров". Стартовавший в 2001 году с внушительного числа в 126 покупаемых истребителей четвёртого поколения, он собрал в качестве участников практически всех значимых производителей. Американцы c F-16, Европа с "Тайфуном" и "Грипеном", Россия с МиГ-35. Закончился тендер спустя 15 лет, в 2016 году, покупкой 36 французских "Рафалей". Пятнадцать лет индийцы, вместо того чтобы решиться и обновить авиапарк, требующий "свежей крови", мотали участникам нервы, требуя скидки, собираясь закрыть тендер, а потом вновь возвращаясь на старые позиции. В настоящее время тендер перезапущен, скорее всего, в нём появится ещё и американский F/A-18. И всё повторится сначала.

Чем именно недовольны индийцы в проекте FGFA? Спустя годы они решили заявить, что платят они слишком много, проект движется медленно (это так, но опять же основная загвоздка в финансировании НИОКР), а Россия отказывается делиться наработками и вообще, может быть, у неё некачественные самолёты. Судя по всему, мы опять имеем дело с индийским манёвром "нам всё не нравится", чтобы вернуться спустя время с просьбой о серьёзной скидке.

Отдельно стоит упомянуть, как именно сообщили о решении прекращать проект индийские официальные лица — исключительно через интервью в прессе, да ещё и с кучей оговорок. "Нам не нравится этот проект, мы им не удовлетворены полностью и уходим, хлопнув дверью, но вообще, мы тут недалеко, прямо за дверью, и, если позовёте, всегда готовы вернуться или в крайнем случае давайте подумаем вместе над возможными вариантами". Официального отказа индийцы в Россию не прислали, из программы они вышли только на словах, а в действительности, скорее всего, лишь заморозили проект, чтобы дождаться принятия на вооружение Су-57.

Фото: © Shutterstock

Фото: © Shutterstock

С точки зрения России проект заморожен ещё с 2013 года, когда индийцы должны были начать выделение денег на НИОКР. Вместо этого начались придирки, затягивания и до сих пор деньги так и не поступили. В настоящий момент состояние проекта можно описать классическим "пациент скорее мёртв, чем жив". То есть работа пойдёт, если индийцы дадут денег, но время уже упущено. Теперь даже если проект будет возобновлён, в итоге получится практически такой же Су-57. Хотя, возможно, именно в этом цель всех этих индийских действий.

Отдельно стоит сказать о постепенном снижении абсолютно наполеоновских планов купить сначала более 200 самолётов пятого поколения. Год за годом их количество снижается, и к настоящему времени разговор идёт о контракте на 108 машин, что уже ближе к реальности. При этом Индия испытывает серьёзнейшие проблемы с военным авиапарком. Пилотам приходится летать на МиГ-21, разработанных в середине пятидесятых годов, а военные чиновники вместо покупки и разработки предпочитают торговаться и вести тендеры годами.

При этом специалисты осознают, что в случае серьёзных боевых действий боевые возможности МиГ-21 очень и очень слабы. Даже боевые столкновения конца прошлого века показали, что против самолётов даже четвёртого поколения МиГ-21 практически не имеет никаких шансов.

Чем сердце успокоится?

А может быть, и в самом деле всё так, как говорят индийцы? Российский истребитель пятого поколения сильно уступает американским и китайским аналогам? Вряд ли, просто мерить возможности новейшей техники можно только опосредованно, сравнивая крохи официальных данных (надеясь на их правдивость) и всевозможные анализы и теоретические выкладки. В реальном противостоянии эти самолёты ещё ни разу не встречались.

Так что рубануть с плеча и сказать, что Су-57 хуже, — решение не самое умное. Те же индийцы уже сейчас говорят, что в случае полного прекращения проекта присматриваются к серийным российским Су-57, пусть и без второго пилота. Всё дело в том, что, несмотря на госпрограммы, наладить дешёвое и высококачественное производство военной техники в Индии (пусть даже и последнего цикла) — задача нетривиальная.

Собранные в Индии образцы техники оказываются дороже, чем произведённые в России. Это нормально, например, те же японцы за отвёрточную сборку истребителей F-35 ещё и отдельно доплачивают 30 млн долларов.

В данном же случае главное не разводить панику. Не бежать за танцующей индийской делегацией с криками: "Всё пропало!" Собственно, именно этого они и ждут. Гораздо важнее принять на вооружение Су-57 самим и потихоньку наращивать их количество. Проект и так вряд ли можно было назвать живым последние несколько лет. А индийцы вряд ли куда денутся, вернутся. Они всегда возвращаются.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров